МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория государственного управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника подготовки и толкования правовых актов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_ТПА-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 18 18 18 18
в том числе инт. 14 14 14 14
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Маньковский И.Ю.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Теория государственного управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 <ИМЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ> (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 01.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор А.А. Васильев, зав. кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 01.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор А.А. Васильев, зав. кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Теория государственного управления являются формирование у магистранта комплексного представления о государственном управлении и навыков использования этой информации в сфере управления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания
ОК-2 способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
ПК-6 способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения
ПК-9 способностью принимать оптимальные управленческие решения
ПК-10 способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-6 знать особенности выявления и присечения коррупционного поведения
ПК-9 систему органов государственной власти в демократических государствах
ПК-10 систему государственной службы
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-6 уметь выявлять и пресекать коррупционное поведение
ПК-9 составлять проекты актов применения права
ПК-10 самостоятельно изучать и анализировать акты управления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-6 иметь навыки выявления и пресечения коррупционного поведения
ПК-9 навыками оценки эффективности действия правовых актов
ПК-10 приемами анализа актов управления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Государственное устройство Сам. работа 3 4 ПК-6, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Теоретические основы государственного управления Лекции 3 2 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Теоретические основы государственного управления Практические 3 2 ПК-6, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Теоретические основы государственного управления Сам. работа 3 4 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Государственное устройство Лекции 3 2 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Государственное устройство Практические 3 2 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Исполнительная власть Лекции 3 0 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Исполнительная власть Практические 3 2 ПК-6, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Исполнительная власть Сам. работа 3 4 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Органы исполнительной власти как субъекты государственного управления Лекции 3 0 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Органы исполнительной власти как субъекты государственного управления Практические 3 2 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Органы исполнительной власти как субъекты государственного управления Сам. работа 3 4 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Формы управленческих действий Лекции 3 0 ПК-6, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Формы управленческих действий Практические 3 2 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Формы управленческих действий Сам. работа 3 4 ПК-6, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Методы управленческих действий Лекции 3 0 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Методы управленческих действий Практические 3 2 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Методы управленческих действий Сам. работа 3 8 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Правовые основы управления в экономической сфере Лекции 3 0 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.20. Правовые основы управления в экономической сфере Практические 3 2 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.21. Правовые основы управления в экономической сфере Сам. работа 3 4 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.22. Правовые основы управления в социально-культурной сфере Лекции 3 0 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.23. Правовые основы управления в социально-культурной сфере Практические 3 2 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.24. Правовые основы управления в социально-культурной сфере Сам. работа 3 4 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.25. Правовые основы управления в административно-политической сфере Лекции 3 0 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.26. Правовые основы управления в административно-политической сфере Практические 3 2 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.27. Правовые основы управления в административно-политической сфере Сам. работа 3 8 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.28. Обеспечение законености в государственном управлении Лекции 3 0 ПК-6, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.29. Обеспечение законености в государственном управлении Практические 3 0 ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.30. Обеспечение законености в государственном управлении Сам. работа 3 6 ПК-6, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Государственное управление как система.
2. Системные характеристики государственного управления.
3. Подсистемы в системе государственного управления.
4. Типология систем государственной власти.
5. Исполнительная власть и государственное управление.
6. Децентрализация государственного управления и государственное устройство.
7. Распределение предметов и полномочий между центральным правительством и региональными властями.
8. Федеративное устройство как форма реализации государственного управления.
9. Подходы к изучению административно-правовой теории.
10. Принцип разделения властей.
11. Признаки исполнительной власти.
12. Функции исполнительной власти.
13. Понятие и признаки органов исполнительной власти.
14. Уровни исполнительной власти.
15. Правовой статус органов исполнительной власти.
16. Взаимоотношения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
17. Взаимоотношения федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
18. Понятие и виды форм управленческих действий.
19. Правовые акты управления. Понятие, признаки и значение.
20. Функции правового акта управления. Действие правовых актов управления.
21. Виды правовых актов управления.
22. Административный договор: понятие и признаки.
23. Понятие и виды методов управленческих действий.
24. Разрешительная система в Российской Федерации. Понятие и особенности.
25. Надзор как метод осуществления управленческих действий. Виды государственного надзора.
26. Административно-правовые режимы: понятие и виды.
27. Управление экономическим развитием.
28. Управление торговлей.
29. Управление таможенным делом.
30. Управление государственным имуществом.
31. Управление в сфере финансовой деятельности..
32. Управление в сфере промышленности и энергетики..
33. Управление в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса.
34. Управление в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
35. Управление в сфере транспорта и дорожного хозяйства.
36. Управление в сфере информационных технологий и связи.
37. Управление в сфере антимонопольной деятельности и тарификации.
38. Управление в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды.
39. Управление в сфере образования и науки.
40. Управление в сфере здравоохранения и социального развития.
41. Управление в сфере культуры и массовых коммуникаций.
42. Управление в области обороны.
43. Управление в области безопасности.
44. Управление в области внутренних дел.
45. Управление в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
46. Управление юстицией.
47. Управление иностранными делами.
48. Содержание и значение законности.
49. Особенности и способы обеспечения режима законности.
50. Понятие, содержание и виды контроля.
51. Характеристика административной юстиции.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Управление экономическим развитием.
Управление торговлей.
Управление таможенным делом.
Управление государственным имуществом.
Управление в сфере финансовой деятельности..
Управление в сфере промышленности и энергетики..
Управление в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса.
Управление в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Управление в сфере транспорта и дорожного хозяйства.
Управление в сфере информационных технологий и связи.
Управление в сфере антимонопольной деятельности и тарификации.
Управление в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды.
Управление в сфере образования и науки.
Управление в сфере здравоохранения и социального развития.
Управление в сфере культуры и массовых коммуникаций.
Управление в области обороны.
Управление в области безопасности.
Управление в области внутренних дел.
Управление в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Управление юстицией.
Управление иностранными делами.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Бабаева В.К. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Осейчук В.И. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Осейчук, В. И. Теория государственного управления : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ tigp.wordpress.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows;
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электроннная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://www.elibrary.asu.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цели курса. Целью учебной дисциплины «Теория государственного управления» является формирование у магистранта комплексного представления о государственном управлении и навыков использования этой информации в сфере управления.
Задачи курса. На основе изучения теоретических воззрений о государственном устройстве, исполнительной власти, органах исполнительной власти, формах и методах управления исследовать нормативные правовые акты, обеспечивающие работу органов исполнительной власти в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах; проанализировать нормативные акты об обеспечении законности и сформировать представление о содержании системы государственного управления необходимое каждому юристу независимо от места его практической деятельности.
Требования к уровню изучения. В процессе изучения дисциплины «Теория государственного управления» магистрант исследует следующие темы: теоретические основы государственного управления; государственное устройство; исполнительная власть; органы исполнительной власти как субъекты государственного управления; формы управленческих действий; методы управленческих действий; управление в экономической сфере; управление в социально-культурной сфере; управление в административно-политической сфере; обеспечение законности в государственном управлении.
Порядок подготовки студент определяет самостоятельно. Ответы на теоретические вопросы готовятся студентом по его усмотрению устно либо письменно. Выполнять задания и решать задачи необходимо письменно в отдельной тетради.
Кроме этого каждый студент обязан конспектировать отдельные научные источники (из числа предложенных) к каждому семинарскому занятию. Для этого ему необходимо завести отдельную тетрадь общим объемом 48 листов.
Порядок подготовки студент определяет самостоятельно. Ответы на теоретические вопросы готовятся студентом по его усмотрению устно либо письменно. Выполнять задания и решать задачи необходимо письменно в отдельной тетради.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию, ответ при решении задачи озвучивается устно. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе.
Письменные работы являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы обговаривается с преподавателем. Письменная работа является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материала по данному вопросу. Письменные работы назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Правильность выполнения в первую очередь зависит от качественной предварительной теоретической подготовки. После оценки данного базового критерия проверке подлежит содержание и оформление представленного ответа. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.