Закреплена за кафедрой | HЕT (реорганизована) 53 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Профиль | Социология организации и управления |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_01_С-1-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 122 | 122 | 122 | 122 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
HЕT (реорганизована) 53
Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Евгений Александрович
1.1. | привить студентам знания в области исоциологического изучения труда и компетенции, необходимые для реализации профессиональных задач |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности описания проблемной ситуации в социологии труда |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | обосновывать актуальность проекта для решения поставленной проблемы в системе трудовых отношений |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками согласования документации, регламентирующей взаимодействие заказчика и исполнителя социологического исследования в сфере социологии труда |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социология труда как наука | ||||||
1.1. | Предмет социологии труда | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Предмет социологии труда | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
1.3. | Предмет социологии труда | Сам. работа | 5 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
1.4. | Классическая школа социологии труда | Сам. работа | 5 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
1.5. | Основные теоретические направления в социологии труда | Сам. работа | 5 | 6 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Потенциал человека | ||||||
2.1. | Структура потенциала человека | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.2. | Структура потенциала человека | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.3. | Структура потенциала человека | Сам. работа | 5 | 12 | Л2.1, Л1.1 | |
2.4. | Качество населения страны и персонала предприятия | Практические | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
2.5. | Качество населения страны и персонала предприятия | Сам. работа | 5 | 16 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 3. Социально-трудовые отношения | ||||||
3.1. | Общая характеристика социально-трудовых отношений | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
3.2. | Общая характеристика социально-трудовых отношений | Практические | 5 | 4 | Л2.1, Л1.1 | |
3.3. | Общая характеристика социально-трудовых отношений | Сам. работа | 5 | 18 | Л2.1, Л1.1 | |
3.4. | Культура труда | Сам. работа | 5 | 18 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 4. Организационная культура и социально-трудовые отношения | ||||||
4.1. | Понятие организационной культуры. Практические аспекты социологии труда | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л1.1 | |
4.2. | Понятие организационной культуры. Практические аспекты социологии труда | Сам. работа | 5 | 14 | Л2.1, Л1.1 | |
4.3. | Управление трудовыми ресурсами ориентацией личности | Сам. работа | 5 | 14 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 5. Управление риском в социально-трудовых отношениях | ||||||
5.1. | Сущность управления риском в социально-трудовых отношениях. Роль социологии в изучении управления риском в труде | Сам. работа | 5 | 12 | Л2.1, Л1.1 | |
5.2. | Зачет | 5 | 4 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы: 1. Общее и особенное в стимулировании труда (сравнительный анализ концепций «экономического» человека в начале, в конце XX в. и в начале XXI в.). 2. Трудовая мотивация: сущность, структура и направления изменений. 3. Современный этап научной организации труда: новые формы соединения работника и техники (технологии). 4. Формирование профессионализма – ведущее требование к качеству труда: общее и специфическое в подготовке профессионального работника. 5. Генезис идей и практики санитарно-гигиенических условий труда (от 1920 до 2010-х гг.). 6. От бихевиоризма до необихевиоризма (сущность изменений в анализе и решении проблем социально-психологических отношений на производстве – от Мейо к Миксону). 7. Этапы вовлечения работника в управление производством. 8. Типологии и формы трудовых конфликтов (XX в. – начало XXI в.). 9. Трудовой потенциал: сущность, структура, функции. 10. Основные этапы формирования и развития профессионального образования в России. 11. Характеристика базовых понятий социологии труда в трудах ученых. 12. Человек как субъект трудового процесса. 13. Предмет и структура социологии труда. 14. Социально-личностные резервы труда. 15. Творческие и гражданские резервы труда. 16. Социально-экономические резервы труда. 17. Формирование социальной инфраструктуры. 18. Работник как гражданин. 19. Научные основы социальных резервов труда. 20. Экономическое сознание работников производства. 21. Социально-политический человек и сфера труда. 22. Внепроизводственные факторы, влияющие на эффективность труда. 23. Творчество как грань ресурсов человека-труда. 24. Специфика социологического подхода к изучению труда. 25. Ведущие ученые социологии труда в начале и в конце XX в Практические задания на зачете: 1. Задача: При эффективном выполнении заданий одним из основных факторов является постановка задач. Руководители ставят задачи перед подчиненными по-разному – с учетом объективных и субъективных факторов. Одни подробно объясняют, что нужно сделать, чтобы решить задачу, при этом, требуя строгого соблюдения инструкций. Других не интересуют способы выполнения задач – для них важны сроки и результат. Они не ограничивают действий подчиненных. Объясните, какой из предполагаемых ниже вариантов ответов вы считаете наиболее рациональным: 1) постановка задач должна осуществляться с помощью детальной инструкции руководителя; 2) руководитель должен давать лишь общие указания; 3) все зависит от ситуации (профессионализма работников, сплоченности, солидарности, национальности, пола, знака зодиака, географического места нахождения коллектива и т.п.); 4) все зависит от личности руководителя. та. 2. После определения задач руководитель должен решить другой не менее важный вопрос: о соотношении между сложностью поручаемой работы и ресурсами ее исполнителей. Объясните, какой из приведенных вариантов, на Ваш взгляд, должен выбрать руководитель: 1) возможность выполнения работы должна превышать ее сложность, иначе существует опасность невыполнения работы; 2) возможности выполнения должны быть ниже сложности задачи. Только таким образом можно обеспечить выполнение подчиненными задач; 389 Практикум 3) сложность поставленной задачи должна соответствовать возможностям исполнителей, создавая им определенную повышенную нагрузку. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы докладов 1. Положение рабочих в сфере материального производства (по работе Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии»). 2. Эволюция социальных граней труда (по работам К. Маркса, Ф. Энгельса. соч. т.42). 3. Социальные резервы производства (по работе Ф. Тейлора «Научная организация труда»). 4. Заинтересованность работников в результатах труда как фактор. эффективной деятельности производства (по работе Ф. Тейлора «Научная организация труда»). 5. Концепция «экономического человека» в работах Ф. Тейлора. 6. Стимулирование труда в условиях конвейерного производства (по работам Г. Форда). 7. Условия труда и быта работников на предприятиях Г. Форда. 8. Проблемы профессионального мастерства в работах Г. Форда. 9. Вклад А.К. Гастева в формирование научной организации труда. 10. Трудовой образ и стиль жизни в XIX, XX и начале XXI вв. 11. Социально-технологические проблемы труда в работе Ф. Тейлора. 12. Социально-технологические проблемы труда в работах П.М. Керженцева. 13. Социально-технологические проблемы труда в работах А.К. Гастева. 14. Социальные проблемы условий труда в работах С.Г. Струмилина. 15. Факторы производственной среды как социальные резервы труда. 16. Оценка условий труда на различных этапах развития экономики. 17. Мотивация трудовой деятельности в XX в. и в начале XXI в. 18. Взаимоотношения работников как фактор повышения социально-психологического климата в коллективе. 19. Социально-психологические проблемы в сфере производства. 20. Теория малых групп К. Левина и Я.Л. Морено. 21. Генезис идей участия работников в управлении производством. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Р. В. Карапетян | Социология труда : учебник и практикум | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Р. В. Карапетян | Социология труда : учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2017 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Промежуточная аттестация. - Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |