Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 50.04.03. История искусств |
Профиль | История отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства) |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z50_04_03_ИИ-23-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 92 | 92 | 92 | 92 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Цель освоения дисциплины "Методические основы научного знания в сфере искусства" - систематическое изложение основных исследовательских методов и подходов, выработанных искусствознанием на протяжении его развития как научной дисциплины и имеющихся в арсенале этой науки на рубеже XX-XXI вв. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ПК-1 | способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ, в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры |
ПК-5 | способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - важнейшие концепты методологии искусствознания в историческом контексте; - современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в учебном процессе и педагогической деятельности, пропаганде художественного наследия; - место истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания; - сущность взаимосвязи и взаимодействия истории искусства, как науки, с другими науками об обществе и человеке; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применить знание методологии искусствознания в своей научно-исследовательской работе; - использовать полученные знания при осуществлении экспертных и аналитических работ; - анализировать и объяснять с методологических позиций историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства; - самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности знания и умения, расширяющие и углубляющие научное мировоззрение; - применять современные методы и методики как в самостоятельных научно-исследовательских работах, так и в соответствии с профилем ООП магистратуры; - готовить аналитическую информацию (с учётом историко-культурного, искусствоведческого, художественного и цивилизационного контекста) для взаимодействия с структурами государственной власти; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками анализа и атрибуции памятников искусства в соответствии с разными методологическими подходами; - методами критического анализа собственной научной и прикладной деятельности; - методами анализа, синтеза и критического осмысления информации на основе комплексных научных методов; - навыками анализа и обобщения результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов; - навыками подготовки и проведения научных семинаров, конференций, подготовки и редактирования научных публикаций; - методами экспертно-аналитической работы при разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, так же связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением, изучением и пропагандой художественного наследия в деятельности различных социальных институтов и масс-медиа. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История науки как история её методов (пути сложения современного искусствознания | ||||||
1.1. | Первоначальный период (Античность и Средние века) | Лекции | 1 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
1.2. | Эпоха Возрождения и Вазари | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
1.3. | Барокко и классицизм в истории искусствознания. Начало истории искусства как науки (эпоха Винкельмана) | Практические | 1 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
1.4. | Особенности анализа 4 2 2 1//2 14 событий художественно-эстетического содержания и направленности | Лекции | 1 | 1 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
1.5. | Искусствознание в пределах всеобщей истории | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
Раздел 2. Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII – XIX вв. | ||||||
2.1. | Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII -XVIII вв. | Лекции | 1 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
2.2. | Проработка лекций | Сам. работа | 1 | 14 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
2.3. | Искусствоведческая мысль в русской культуре XIX в. | Практические | 1 | 1 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
2.4. | Специфика психолого-педагогических и социологических исследований в области искусства и художественного образования | Сам. работа | 1 | 14 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
Раздел 3. Анализ формы (морфология искусства) | ||||||
3.1. | Формально-стилистический метод. Структурный анализ в искусствознании | Лекции | 1 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
3.2. | Иконология Э. Панофского, Э. Гомбриха, иконология в понимании Г. Зедльмайра и В. Хофманна (иконологический метод применительно к постклассическому искусству 19-20 вв.) | Практические | 1 | 1 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
3.3. | Альтернативные теории художественной формы и формально-стилистические методики | Сам. работа | 1 | 16 | ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
3.4. | Венская школа искусствознания. Традиции английского и французского формализма | Практические | 1 | 1 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
3.5. | Концепции А. Ригля и М. Дворжака | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
3.6. | Иконология. Герменевтика искусства как современная форма содержательного подхода (опыт преодоления неоплатонических тенденций иконологии) | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
3.7. | Отечественная семиотическая традиция. «Тартусская школа» и искусствознание. Ю. Лотман. Б. Успенский | Сам. работа | 1 | 6 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
3.8. | Семиотика в искусствознании | Практические | 1 | 1 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
3.9. | Психологические, социологические, религиозные подходы к искусству. Проблемы анализа и интерпретации | Практические | 1 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
3.10. | Отечественная семиотическая традиция. «Тартусская школа» и искусствознание. Ю. Лотман. Б. Успенский | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
3.11. | Подходы художественной критики в изучении произведений искусства. Литературные формы (жанр эссеизма) | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
3.12. | Зачёт | Зачет | 1 | 4 | ПК-1, ПК-5 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. ФОС в приложении к РПД |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. ФОС в приложении к РПД |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. ФОС в приложении к РПД |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Горелов Н.А., Круглов Д.В., Кораблева О.Н. | Методология научных исследований : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/F0FA3980-716C-49E0-81F8-9E97FEFC1F96 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Жуковский В.И. | Теория изобразительного искусства : учебное пособие | СПб. : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=75013 |
Л2.2 | Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская | История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отечеств. и зарубеж. искусства | Актуальные проблемы методологии истории искусства: раб. прогр. дисциплины | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | АлтГУ, ФМКФиП, Каф. социальной философии, онтологии и теории познания | История и философия науки (социально-гуманитарные науки): учеб.-метод. комплекс | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА | iskunstvo.info | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы. В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. Самостоятельная работа студента включает в себя: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; - поиск необходимой учебной и научной информации; - освоение собственной информации и ее логическая переработка; - использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; - выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; - представление, обоснование и защита полученного решения; - проведение самоанализа и самоконтроля; - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса; - выполнение практических графических художественно-творческих работ; - учебно-исследовательская работа; - использование компьютерной техники, интернета и др. |