МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в сфере безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра радиофизики и теоретической физики
Направление подготовки20.04.01. Техносферная безопасность
ПрофильКомплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_04_01_ТБ-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 28 28 28 28
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преп., Т.Л. Серебрякова

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доц., Д.Д. Рудер

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в сфере безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.04.01 «Техносферная безопасность » (квалификация (степень) «магистр») утвержденный Министерством образования и науки РФ 06.03.2015 г №172.

составлена на основании учебного плана:
20.04.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 06.06.2019 г. № 9-2018\19
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.-м.н., профессор Лагутин Анатолий Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от 06.06.2019 г. № 9-2018\19
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Лагутин Анатолий Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучение слушателей основным методам и средствам применения современных информационных технологий в научно-исследовательской и образовательной деятельности.
углубление общего информационного образования и информационной культуры слушателей.
ознакомление слушателей с современнными информационными технологиями обеспечения защиты персональных данных и методами контроля и прогнозирования рисков, связанных с внедерением технологий безбумажного (электронного) документоооборота.
ликвидация возможных пробелов в усвоении базового курса информатики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-8 способностью принимать управленческие и технические решения
ОПК-3 способностью акцентированно формулировать мысль в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке
ОПК-4 способностью организовывать работу творческого коллектива в обстановке коллективизма и взаимопомощи
ПК-10 способностью анализировать, оптимизировать и применять современные информационные технологии при решении научных задач
ПК-22 способностью организовывать мониторинг в техносфере и анализировать его результаты, составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития ситуации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные способы обеспечения информационной безопасности в сфере профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Решать задачи обеспечения информационной безопасности в сфере профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Современными компьютерными технологиями обеспечения информационной безопасности в сфере профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Классическая и квантовая теория информации.
1.1. Классическая теория информации. Квантовая теория информации. Квантовый компьютер. Лекции 1 1 ОК-8 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Криптография с открытым ключом. Лабораторные 1 4 ОК-8, ОПК-3, ОПК-4, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.3. Классическая теория информации. Информационная энтропия. Понятие бита. Квантовая теория информации. Преимущество квантовых алгоритмов над классическими. Квантовый компьютер. Сам. работа 1 8 ОК-8, ОПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Криптографические методы защиты информации.
2.1. Понятие криптографии. Криптография с симметричным ключом. Асимметричные криптографические протоколы. Системы RSA, DSA. Лекции 1 2 ОК-8 Л1.1, Л2.1
2.2. Изучение алгоритмов хеширования. Лабораторные 1 4 ОК-8, ОПК-3, ОПК-4, ПК-10, ПК-22 Л1.1, Л2.1
2.3. Понятие криптографии. Криптография с симметричным ключом. Асимметричные криптографические протоколы. Системы RSA, DSA. Алгоритмы хеширования. Сам. работа 1 8 ОК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Обеспечение безопасности персональных данных в сети Интернет.
3.1. Протоколы передачи данных. Понятие электронного отпечатка файла. Электронная цифровая подпись. Экономические, управленческие и правовые аспекты защиты персональных данных. Лекции 1 2 ОК-8 Л2.1, Л1.3
3.2. Язык гипертекстовой разметки XHTML. Лабораторные 1 4 ОК-8, ОПК-3, ОПК-4, ПК-10, ПК-22 Л2.1, Л2.3
3.3. Протоколы передачи данных. Понятие электронного отпечатка файла. Электронная цифровая подпись. Экономические, управленческие и правовые аспекты защиты персональных данных. Язык гипертекстовой разметки XHTML. Сам. работа 1 12 ОК-8 Л2.1, Л2.3
Раздел 4. Теория операционных систем.
4.1. Теория операционных систем. Свободное программное обеспечение. Экономические и правовые аспекты в области ПО. Установка и настройка ОС Ubuntu GNU/Linux. Лекции 1 1 ОК-8 Л2.1, Л1.2
4.2. Взаимодействие с UNIX-подобными операционными системами. Лабораторные 1 4 ОК-8, ОПК-3, ОПК-4, ПК-10, ПК-22 Л2.1
4.3. Теория операционных систем. Свободное программное обеспечение. Экономические и правовые аспекты в области ПО. Сам. работа 1 8 ОК-8 Л2.1
Раздел 5. Интернет-технологии в сфере безопасности.
5.1. Протоколы передачи гипертекста. Технологии создания информационных ресурсов в сети Интернет. Системы управления содержимым сайтов. Экономические и правовые аспекты, связанные с размещением информации в сети Интернет. Лекции 1 1 ОК-8 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.2
5.2. Система управления сайтом Drupal. Лабораторные 1 6 ОК-8, ОПК-3, ОПК-4, ПК-10, ПК-22 Л2.1, Л2.3
5.3. Протоколы передачи гипертекста. Технологии создания информационных ресурсов в сети Интернет. Системы управления содержимым сайтов. Экономические и правовые аспекты, связанные с размещением информации в сети Интернет. Система управления сайтом Drupal. Сам. работа 1 18 ОК-8 Л2.1, Л2.3
Раздел 6. Издательские технологии в сфере научной деятельности.
6.1. Системы визуального и логического проектирования документов. Издательская система LaTeX. Подготовка качественных научных отчетов и презентаций. Лекции 1 1 ОК-8 Л2.2
6.2. Издательская система LaTeX. Лабораторные 1 6 ОК-8, ОПК-3, ОПК-4, ПК-10, ПК-22 Л2.2
6.3. Системы визуального и логического проектирования документов. Издательская система LaTeX. Подготовка качественных научных отчетов и презентаций. Сам. работа 1 18 ОК-8, ОПК-3, ПК-10 Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Классическая теория информации.
Информационная энтропия.
Понятие бита.
Квантовая теория информации.
Преимущество квантовых алгоритмов над классическими.
Квантовый компьютер.
Понятие криптографии.
Криптография с симметричным ключом.
Асимметричные криптографические протоколы.
Системы RSA, DSA.
Протоколы передачи данных.
Понятие электронного отпечатка файла.
Хеширование данных с помощью алгоритмов MD5 и SHA1.
Электронная цифровая подпись.
Экономические и правовые аспекты защиты персональных данных.
Теория операционных систем.
Свободное программное обеспечение.
Экономические и правовые аспекты в области ПО.
Протоколы передачи гипертекста.
Технологии создания информационных ресурсов в сети Интернет.
Экономические и правовые аспекты, связанные с размещением информации в сети Интернет.
Системы визуального и логического проектирования документов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
защита лабораторных работ, индивидуальные задания

Критерии оценки итоговой аттестации:
Осуществляется в форме зачета, на котором проверяются знания основных вопросов по курсу.
«Зачет» ставится в случае, если отвечающий показывает твердое знание и понимание вопросов программы. Ответы могут содержать несущественные ошибки и неточности. Наличие правильно выполненных и защищенных лабораторных работ.
«Не зачет» ставится в случае, если имеет место неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хренников А.Ю. Введение в квантовую теорию информации: "Физматлит" (ЭБС Лань), 2008 e.lanbook.com
Л1.2 под ред. Трофимова В.В. ИНФОРМАТИКА В 2 Т. ТОМ 1: учебник М.: Юрайт // ЭБС, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 М.В.Гаврилов, В.А.Климов Информатика и информационные технологии : учебное пособие М.: Юрайт// ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. В. Симонович Информатика. Базовый курс: учеб. пособие для втузов [Стандарт третьего поколения] СПб. : Питер, 2011
Л2.2 И. А. Котельников, П. З. Чеботаев. Издательская система LaTeX 2e: научное издание Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998
Л2.3 Пауэлл Т. А. Web-дизайн: [Наиболее полное руководство]: СПб.: БХВ-Петербург, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Дополнительные материалы доступны на онлайн-ресурсе издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 интернет-портал «Университетская библиотека онлайн» (http://www.biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Ubuntu GNU/Linux с набором стандартных программ, имеющих команднострочный интерфейс. Издательская система TeXLive версии не ниже 2010. Web-сервер Apache. (Лицензия: Стандартная общественная лицензия GNU (GENERAL PUBLIC LICENSE) https://www.gnu.org/licenses/gpl-3.0.ru.html)
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
308К лаборатория компьютерных технологий - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; компьютеры Aquarius STd MS_SC140, монитор BENQ 17'' (5шт.), компьютеры Парус 945 MSI, монитор LG 17'' (5 шт.) Fast Ethernet Swich Allied Telesyn 1; методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по курсам "Алгоритмы и языки программирования", "Численные методы и математическое моделирование", "Вычислительная физика", "Компьютерная радиофизика".
001вК склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа включает:
· изучение ряда вопросов, более широко раскрывающих сущность теории и практики курса;
· выполнение индивидуальных заданий.

Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо:
· построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
· усвоить содержание ключевых понятий;
· плотно работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.

Для эффективного изучения практической части дисциплины необходимо:
- систематически выполнять подготовку к лабораторным занятиям по темам;
- своевременно выполнять лабораторные и индивидуальные задания.