Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.03.03. Антропология и этнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 46_03_03_АиЭ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 114 | 114 | 114 | 114 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич
1.1. | Цель – представить в целостном виде историю народов Алтая, от появления здесь человека до начала Нового времени. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-2 | способностью использовать базовые знания в области теории и методологии антропологии и этнологии |
ПК-5 | владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности этнических, конфессиональных и культурных различий народов Алтая основные понятия и термины антропологии и этнологии основные понятия и термины исторической науки |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | толерантно воспринимать социальные, этнические и конфессиональные различия использовать базовые антропологические знания при изучении истории Алтая использовать полученные специальные знания при изучении истории народов Алтая |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками работы в коллективе навыками изучения исторических особенностей народов методиками работы с антропологическими, полевыми археологическими и этнографическими материаломи |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Алтай в древнейшую эпоху | ||||||
1.1. | Освоение территории Алтая человеком в каменном веке | Лекции | 5 | 2 | ||
1.2. | Освоение территории Алтая человеком в каменном веке | Сам. работа | 5 | 9 | ||
1.3. | Палеолит и мезолит Алтая | Практические | 5 | 2 | ||
1.4. | Палеолит и мезолит Алтая | Сам. работа | 5 | 9 | ||
Раздел 2. Алтай в древнюю эпоху | ||||||
2.1. | Исторические процессы на Алтае в период ранней древности | Лекции | 5 | 2 | ||
2.2. | Исторические процессы на Алтае в период ранней древности | Сам. работа | 5 | 8 | ||
2.3. | Ранний бронзовый век Алтая | Практические | 5 | 2 | ||
2.4. | Ранний бронзовый век Алтая | Сам. работа | 5 | 8 | ||
2.5. | Исторические процессы на Алтае в период развитой древности | Лекции | 5 | 2 | ||
2.6. | Развитый бронзовый век Алтая | Практические | 5 | 2 | ||
2.7. | Развитый бронзовый век Алтая | Сам. работа | 5 | 8 | ||
2.8. | Поздний бронзовый век Алтая | Практические | 5 | 2 | ||
2.9. | Поздний бронзовый век Алтая | Сам. работа | 5 | 8 | ||
2.10. | Историко-культурные процессы на Алтае в период поздней древности | Лекции | 5 | 2 | ||
2.11. | Историко-культурные процессы на Алтае в период поздней древности | Сам. работа | 5 | 8 | ||
2.12. | Горный Алтай в раннем железном веке | Практические | 5 | 2 | ||
2.13. | Горный Алтай в раннем железном веке | Сам. работа | 5 | 8 | ||
2.14. | Лесостепной Алтай в раннем железном веке | Практические | 5 | 2 | ||
2.15. | Лесостепной Алтай в раннем железном веке | Сам. работа | 5 | 8 | ||
Раздел 3. Алтай в эпоху Средневековья | ||||||
3.1. | Этноисторические процессы на Алтае в период раннего средневековья | Лекции | 5 | 2 | ||
3.2. | Этноисторические процессы на Алтае в период раннего средневековья | Сам. работа | 5 | 8 | ||
3.3. | Алтай в составе Тюркских каганатов | Практические | 5 | 2 | ||
3.4. | Алтай в составе Тюркских каганатов | Сам. работа | 5 | 8 | ||
3.5. | Алтай в системе позднетюркских объединений кочевников | Практические | 5 | 2 | ||
3.6. | Алтай в системе позднетюркских объединений кочевников | Сам. работа | 5 | 8 | ||
3.7. | Этноисторические процессы на Алтае в периоды развитого и позднего средневековья | Лекции | 5 | 2 | ||
3.8. | Этноисторические процессы на Алтае в периоды развитого и позднего средневековья | Сам. работа | 5 | 8 | ||
3.9. | Алтай в составе Монгольской империи | Практические | 5 | 2 | ||
3.10. | Алтай в составе Монгольской империи | Сам. работа | 5 | 8 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Освоение территории Алтая человеком в каменном веке. 2. Палеолит Алтая. 3. Мезолит Алтая. 4. Неолит Алтая. 5. Исторические процессы на Алтае в период ранней древности. 6. Энеолит Алтая. 7. Ранний бронзовый век Алтая. 8. Развитый бронзовый век Алтая. 9. Поздний бронзовый век Алтая. 10. Историко-культурные процессы на Алтае в период поздней древности. 11. Горный Алтай в раннем железном веке. 12. Лесостепной Алтай в раннем железном веке. 13. Этноисторические процессы на Алтае в период раннего средневековья. 14. Алтай в составе Тюркских каганатов. 15. Алтай в системе позднетюркских объединений кочевников. 16. Этноисторические процессы на Алтае в периоды развитого и позднего средневековья. 17. . Горный Алтай в составе Монгольской империи. 18. Лесостепной Алтай в составе Монгольской империи и Золотой Орды. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы письменных работ: 1. Алтай в каменном веке. 2. Алтай в бронзовом веке. 3. Алтай в раннем железном веке (скифо-сакское время). 4. Алтай в раннем железном веке (хуннуско-сяньбийско-жужанское время). 5. Алтай в раннем средневековье. 6. Алтай в развитом средневековье. Темы рефератов: 1. Специфика присваивающего хозяйства в палеолите Алтая. 2. Специфика присваивающего хозяйства в мезолите Алтая. 3. Специфика присваивающего хозяйства в неолите Алтая. 4. Ранняя производящая экономика Горного Алтая. 5. Ранняя производящая экономика Степного Алтая. 6. Комплексное хозяйство большереченской культуры и его особенности. 7. Ранние кочевники Горного Алтая: специфика хозяйства. 8. Ранние кочевники Степного Алтая: специфика хозяйства. 9. Поздние кочевники Горного Алтая (тюркское и монгольское время) : специфика хозяйства. 10. Поздние кочевники Степного Алтая (тюркское и монгольское время) : специфика хозяйст-ва. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Практические задания: 1. Сделайте презентацию-доклад по теме «Орудия труда у населения Алтая». 2. Сделайте презентацию-доклад по теме «Военное дело населения Алтая». 3. Сделайте презентацию-доклад по теме «Украшения костюма у населения Алтая». 4. Сделайте презентацию-доклад по теме «Наскальное искусство Алтая». 5. Сделайте презентацию-доклад по теме «Снаряжение верхового коня на Алтае». 6. Сделайте презентацию-доклад по теме «Керамическое производство у населения Алтая». |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с археологической периодиза-цией. Обучающимся необходимо ознакомиться с ключевыми событиями древней и средневековой истории Алтая, историко-географическими и этнокультурными характеристиками изучаемого регио-на; обратить внимание на различные категории археологических памятников, их этнокультурную принадлежность, на научную литературу по темам курса; усвоить теоретические основы и инстру-ментарий историко-культурного знания в исследованиях объектов культурного наследия, навыки критического анализа научной информации по тематике исследования; использовать адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и уметь представлять результаты исследований. Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется по-средством выполнения практических заданий. Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при под-готовке к зачету. Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготов-ке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисципли-ны и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее. Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на зачете. По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует ре-зультаты в устной или письменной форме (письменная работа, реферат) преподавателю на кон-сультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу. К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «История Алтая», выявить уро-вень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, уме-ние логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навы-ки. В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в кото-ром он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисцип-лины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий не-знание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины. |