МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История Алтая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 114
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 114 114 114 114
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
История Алтая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель – представить в целостном виде историю народов Алтая, от появления здесь человека до начала Нового времени.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-2 способностью использовать базовые знания в области теории и методологии антропологии и этнологии
ПК-5 владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности этнических, конфессиональных и культурных различий народов Алтая
основные понятия и термины антропологии и этнологии
основные понятия и термины исторической науки
3.2.Уметь:
3.2.1.толерантно воспринимать социальные, этнические и конфессиональные различия
использовать базовые антропологические знания при изучении истории Алтая
использовать полученные специальные знания при изучении истории народов Алтая
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы в коллективе
навыками изучения исторических особенностей народов
методиками работы с антропологическими, полевыми археологическими и этнографическими материаломи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Алтай в древнейшую эпоху
1.1. Освоение территории Алтая человеком в каменном веке Лекции 5 2
1.2. Освоение территории Алтая человеком в каменном веке Сам. работа 5 9
1.3. Палеолит и мезолит Алтая Практические 5 2
1.4. Палеолит и мезолит Алтая Сам. работа 5 9
Раздел 2. Алтай в древнюю эпоху
2.1. Исторические процессы на Алтае в период ранней древности Лекции 5 2
2.2. Исторические процессы на Алтае в период ранней древности Сам. работа 5 8
2.3. Ранний бронзовый век Алтая Практические 5 2
2.4. Ранний бронзовый век Алтая Сам. работа 5 8
2.5. Исторические процессы на Алтае в период развитой древности Лекции 5 2
2.6. Развитый бронзовый век Алтая Практические 5 2
2.7. Развитый бронзовый век Алтая Сам. работа 5 8
2.8. Поздний бронзовый век Алтая Практические 5 2
2.9. Поздний бронзовый век Алтая Сам. работа 5 8
2.10. Историко-культурные процессы на Алтае в период поздней древности Лекции 5 2
2.11. Историко-культурные процессы на Алтае в период поздней древности Сам. работа 5 8
2.12. Горный Алтай в раннем железном веке Практические 5 2
2.13. Горный Алтай в раннем железном веке Сам. работа 5 8
2.14. Лесостепной Алтай в раннем железном веке Практические 5 2
2.15. Лесостепной Алтай в раннем железном веке Сам. работа 5 8
Раздел 3. Алтай в эпоху Средневековья
3.1. Этноисторические процессы на Алтае в период раннего средневековья Лекции 5 2
3.2. Этноисторические процессы на Алтае в период раннего средневековья Сам. работа 5 8
3.3. Алтай в составе Тюркских каганатов Практические 5 2
3.4. Алтай в составе Тюркских каганатов Сам. работа 5 8
3.5. Алтай в системе позднетюркских объединений кочевников Практические 5 2
3.6. Алтай в системе позднетюркских объединений кочевников Сам. работа 5 8
3.7. Этноисторические процессы на Алтае в периоды развитого и позднего средневековья Лекции 5 2
3.8. Этноисторические процессы на Алтае в периоды развитого и позднего средневековья Сам. работа 5 8
3.9. Алтай в составе Монгольской империи Практические 5 2
3.10. Алтай в составе Монгольской империи Сам. работа 5 8

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Освоение территории Алтая человеком в каменном веке.
2. Палеолит Алтая.
3. Мезолит Алтая.
4. Неолит Алтая.
5. Исторические процессы на Алтае в период ранней древности.
6. Энеолит Алтая.
7. Ранний бронзовый век Алтая.
8. Развитый бронзовый век Алтая.
9. Поздний бронзовый век Алтая.
10. Историко-культурные процессы на Алтае в период поздней древности.
11. Горный Алтай в раннем железном веке.
12. Лесостепной Алтай в раннем железном веке.
13. Этноисторические процессы на Алтае в период раннего средневековья.
14. Алтай в составе Тюркских каганатов.
15. Алтай в системе позднетюркских объединений кочевников.
16. Этноисторические процессы на Алтае в периоды развитого и позднего средневековья.
17. . Горный Алтай в составе Монгольской империи.
18. Лесостепной Алтай в составе Монгольской империи и Золотой Орды.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ:
1. Алтай в каменном веке.
2. Алтай в бронзовом веке.
3. Алтай в раннем железном веке (скифо-сакское время).
4. Алтай в раннем железном веке (хуннуско-сяньбийско-жужанское время).
5. Алтай в раннем средневековье.
6. Алтай в развитом средневековье.
Темы рефератов:
1. Специфика присваивающего хозяйства в палеолите Алтая.
2. Специфика присваивающего хозяйства в мезолите Алтая.
3. Специфика присваивающего хозяйства в неолите Алтая.
4. Ранняя производящая экономика Горного Алтая.
5. Ранняя производящая экономика Степного Алтая.
6. Комплексное хозяйство большереченской культуры и его особенности.
7. Ранние кочевники Горного Алтая: специфика хозяйства.
8. Ранние кочевники Степного Алтая: специфика хозяйства.
9. Поздние кочевники Горного Алтая (тюркское и монгольское время) : специфика хозяйства.
10. Поздние кочевники Степного Алтая (тюркское и монгольское время) : специфика хозяйст-ва.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практические задания:
1. Сделайте презентацию-доклад по теме «Орудия труда у населения Алтая».
2. Сделайте презентацию-доклад по теме «Военное дело населения Алтая».
3. Сделайте презентацию-доклад по теме «Украшения костюма у населения Алтая».
4. Сделайте презентацию-доклад по теме «Наскальное искусство Алтая».
5. Сделайте презентацию-доклад по теме «Снаряжение верхового коня на Алтае».
6. Сделайте презентацию-доклад по теме «Керамическое производство у населения Алтая».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с археологической периодиза-цией. Обучающимся необходимо ознакомиться с ключевыми событиями древней и средневековой истории Алтая, историко-географическими и этнокультурными характеристиками изучаемого регио-на; обратить внимание на различные категории археологических памятников, их этнокультурную принадлежность, на научную литературу по темам курса; усвоить теоретические основы и инстру-ментарий историко-культурного знания в исследованиях объектов культурного наследия, навыки критического анализа научной информации по тематике исследования; использовать адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и уметь представлять результаты исследований.
Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется по-средством выполнения практических заданий.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при под-готовке к зачету.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготов-ке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисципли-ны и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на зачете.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует ре-зультаты в устной или письменной форме (письменная работа, реферат) преподавателю на кон-сультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «История Алтая», выявить уро-вень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, уме-ние логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навы-ки.
В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.
Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в кото-ром он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисцип-лины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий не-знание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины.