Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 16 |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в экономике |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИЭ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 16
Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. О.П. Мамченко
1.1. | развитие у студентов современного экономического мышления, приобретение ими глубоких знаний о системе МЭО, закономерностях и тенденциях их развития, формирования на этой основе соответствующих профессиональных качеств будущих специалистов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
ОПК-1 | Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности; |
ОПК-2 | Способен использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности; |
ОПК-3 | Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности; |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные теоретические положения и категории мировой экономики, тенденции и закономерности ее развития; структуру современного мирового хозяйства и основные направления его развития; общие черты экономики промышленно развитых, развивающихся государств и стран с переходной моделью экономики; потенциал, факторы и тенденции современного экономического прогресса ведущих стран мира; факторы, определяющие конкурентоспособность фирм и стран; экономический потенциал, отраслевую структуру и основные направления интеграции России в систему мирового хозяйства; основные информационно-статистические ресурсы российских и международных финансовоэкономических организаций. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | характеризовать сущность происходящих в мировой экономике процессов: определять проблемы социально-экономического развития отдельных стран и их групп: определять роль институциональных структур мировой экономики; уверенно пользоваться основными информационно-статистическими ресурсами российских и международных финансовоэкономических организаций. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | анализа и прогнозирования воздействие мирохозяйственных процессов на национальную и мировую экономику, ее отдельные отрасли и предприятия; анализа глобальные проблемы мировой экономики и эффективность международного сотрудничества с целью их разрешения; анализа и интерпретации данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс. Характеристика международной экономики как направления экономической науки. Предмет и объект исследования. Формы международных экономических отношений: виды и краткая характеристика. | ||||||
1.1. | Характеристика международной экономики как направления экономической науки. Предмет и объект исследования. Международная экономика и мировая экономика: Сходствa и различия. Субъекты мировой экономики: виды и краткая характеристика. Формы международных экономических отношений: виды и краткая характеристика. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Семинар по теме | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Международные торговые отношения: меркантелизм, классическая политэкономия, современная экономика | ||||||
2.1. | Международные торговые отношения: представления меркантилистов, их вклад в развитие теории международной торговли, критика Международные торговые отношения: теория и модели абсолютных преимуществ (А. Смит), вклад в развитие теории международной торговли, критика Международные торговые отношения: теория и модели сравнительных преимуществ (Д. Рикардо), вклад в развитие теории международной торговли, критика Расширение модели сравнительных преимуществ на торговлю множеством продуктов множества стран Международные торговые отношения: теория и модели факторных преимуществ, вклад в развитие теории международной торговли, критика Теорема Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева. Торговые отношения и импортозамещение: теоретико-игровая модель, положительные и отрицательные эффекты импортозамещения для национальной и международной экономики. | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Семинар по теме | Практические | 1 | 6 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 3. Торговая политика: свободная торговля, протекционизм, многостороннее регулирование | ||||||
3.1. | Торговая политика: свободная торговля, протекционизм, многостороннее регулирование. Инструменты торговой политики: тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли. Торговая политика различных групп стран и ее влияние на национальную экономику | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
3.2. | Семинар по теме | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 4. Интернационализация и глобализация бизнеса (факторы, развитие, оценки, прогнозы, транснациональные компании, влияние на мировую экономику) | ||||||
4.1. | Интернационализация и глобализация бизнеса. 21. Международные финансовые и экономические организации (цели, задачи, функции, проекты, результаты) и их информационные ресурсы (общая характеристика, разделы, доступ). Транснациональные корпорации и международные картели и их влияние на мировую экономику: характеристика, закономерности, прогнозы. Национальные культуры и их влияние на международный бизнес, инновационную и предпринимательскую активность (на примере «западных» и «восточных» культур) Национальные культуры и их влияние на международный бизнес, инновационную и предпринимательскую активность (на примере классификации культур Г. Хофстеде). Международная экономическая интеграция (причины, история развития, оценки, прогнозы, примеры международных интеграционных образований, влияние на мировую экономику) | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
4.2. | Семинар по теме | Практические | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
Раздел 5. Наука, образование и инновационный бизнес в условиях интернационализации и глобализации. Влияние на национальную экономику. | ||||||
5.1. | Торговые отношения на международном образовательном рынке. Экспорт и импорт образовательных продуктов и услуг. Влияние на национальную экономику. Наука и инновационный бизнес (НИС, лицензирование и др.) в условиях интернационализации и глобализации. Влияние на национальную экономику. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1, Л1.2 | |
5.2. | Семинар по теме | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 6. Международный валютный рынок и возможности его прогнозирования | ||||||
6.1. | 28. Международный валютный рынок и возможности его прогнозирования (развитие, факторы, состояние, прогнозы, методы моделирования и прогнозирования) | Лекции | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2 |
6.2. | Семинар по теме | Практические | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 7. Экономико-математические модели международных экономических отношений | ||||||
7.1. | Экономико-математические модели международной торговли (стандартная модель, гравитационная модель, теоретико-игровые модели, прогнозные модели) | Лекции | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2 |
7.2. | Семинар по теме | Практические | 1 | 1 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2 |
7.3. | Сам. работа | 1 | 44 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шимко, П.Д. | Международная экономика: учебное пособие | "Юрайт"//ЭБС "Университетская библиотека online, 2010 | |
Л1.2 | В. П. Колесов, М. В. Кулаков; | Международная экономика : :учебник | М. : ИНФРА-М, 2008. | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
см. Приложение |