МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теоретические основы уголовно-правовой квалификации
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01 Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии Анисимова Ирина Анатольевна

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса Калашник Наталья Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Теоретические основы уголовно-правовой квалификации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот от 1 декабря 2016 г. № 1511.

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Теоретические основы уголовно-правовой квалификации» являются:
- подготовка профессионалов в сфере уголовного права;
- обеспечение углубленного изучения уголовного права;
- обучение практике применения уголовного законодательства на основе общетеоретических положений и новейших течений в науке уголовного прав

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-6: способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5:
о месте Уголовного права в системе законодательства, права, юридических дисциплин и научных знаний и его значении в профессиональной деятельности;
о содержание уголовного законодательства, а также нормативно-правовых актов, действующих в сфере уголовного права, в объеме необходимом для решения профессиональных задач;
систему доктринальных общепризнанных (господствующих) и полемических уголовно-правовых суждений об уголовном законе, содержании основных институтов уголовного права;
об институтах уголовного права, а также о взаимодействии его категорий и понятий с иными правовыми явлениями.
ПК-6:
общие положения теории квалификации и правила квалификации преступлений;
систему доктринальных общепризнанных и полемических суждений о содержании основных понятий дисциплины;
положения постановлений Пленума Верховного Суда РФ, содержащих рекомендации по квалификации преступлений, тенденции правоприменительной практики.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5:
правильно толковать нормы Уголовного кодекса РФ с учетом воли законодателя, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, складывающейся судебной практики;
обеспечивать соблюдение уголовного закона в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;
принимать правовые решения и совершать юридические действия в точном соответствии с уголовным законом;
оценивать состояние действующего уголовного закона и прогнозировать направления его развития.
ПК-6:
анализировать факты и обстоятельства, имеющие значение для квалификации;
правильно толковать нормы права, выявлять признаки состава преступления;
правильно квалифицировать деяния в целях соблюдения и защиты прав и свободы человека и гражданина.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5:
навыком свободного использования понятий и терминологии уголовного права;
чувством глубокого уважения к закону, в том числе уголовному, быть нетерпимым к любому нарушению закона в собственной профессиональной и внепрофессиональной деятельности;
реализации положений Уголовного кодекса РФ в рамках, предоставленных законом;
навыком обеспечения в профессиональной деятельности соблюдения действующего уголовного законодательства иными лицами.
ПК-6:
навыками свободного использования понятий и терминологии теории квалификации;
уголовно-правового анализа, в том числе анализа правоприменительной практики;
поиска и освоения информации, необходимой для квалификации, выработки и обоснования суждений по вопросам квалификации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, виды, значение и правила квалификации
1.1. Понятие, виды, значение и правила квалификации Лекции 8 1 ПК-6 Л1.1, Л2.3
1.2. Понятие, виды, значение и правила квалификации Практические 8 1 ПК-6 Л1.1, Л2.3
1.3. Понятие, виды, значение и правила квалификации Сам. работа 8 8 ПК-6 Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Процесс (этапы) квалификации
2.4. Процесс (этапы) квалификации Лекции 8 1 ПК-6 Л1.1, Л2.3
2.5. Процесс (этапы) квалификации Практические 8 1 ПК-6 Л1.1, Л2.3
2.6. Процесс (этапы) квалификации Сам. работа 8 8 ПК-6 Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Состав преступления – как основание квалификации преступлений
3.7. Состав преступления – как основание квалификации преступлений Лекции 8 1 ПК-6 Л1.2, Л2.1
3.8. Состав преступления – как основание квалификации преступлений Практические 8 1 ПК-6 Л1.2, Л2.1
3.9. Состав преступления – как основание квалификации преступлений Сам. работа 8 8 ПК-6 Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Квалификация преступлений при наличии бланкетных и оценочных признаков
4.10. Квалификация преступлений при наличии бланкетных и оценочных признаков Лекции 8 1 ПК-6 Л1.2, Л2.1
4.11. Квалификация преступлений при наличии бланкетных и оценочных признаков Практические 8 1 ПК-6 Л1.2, Л2.1
4.12. Квалификация преступлений при наличии бланкетных и оценочных признаков Сам. работа 8 6 ПК-6 Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Объект преступления и правила квалификации по признакам объекта
5.13. Объект преступления и правила квалификации по признакам объекта Лекции 8 1 ПК-6 Л1.2, Л2.1
5.14. Объект преступления и правила квалификации по признакам объекта Практические 8 1 ПК-6 Л1.2, Л2.1
5.15. Объект преступления и правила квалификации по признакам объекта Сам. работа 8 8 ПК-6 Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Объективная сторона преступления и правила квалификации по признакам объективной стороны
6.16. Объективная сторона преступления и правила квалификации по признакам объективной стороны Лекции 8 2 ПК-6 Л1.2, Л2.1
6.17. Объективная сторона преступления и правила квалификации по признакам объективной стороны Практические 8 2 ПК-6 Л1.2, Л2.1
6.18. Объективная сторона преступления и правила квалификации по признакам объективной стороны Сам. работа 8 6 ПК-6 Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Субъективная сторона преступления и правила для квалификации по признакам субъективной стороны
7.19. Субъективная сторона преступления и правила для квалификации по признакам субъективной стороны Лекции 8 2 ПК-6 Л1.2, Л2.2
7.20. Субъективная сторона преступления и правила для квалификации по признакам субъективной стороны Практические 8 2 ПК-6 Л1.2, Л2.2
7.21. Субъективная сторона преступления и правила для квалификации по признакам субъективной стороны Сам. работа 8 8 ПК-6 Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Субъект преступления и правила квалификации по признакам субъекта
8.22. Субъект преступления и правила квалификации по признакам субъекта Лекции 8 1 ПК-6 Л1.2, Л2.1
8.23. Субъект преступления и правила квалификации по признакам субъекта Практические 8 1 ПК-6 Л1.2, Л2.1
8.24. Субъект преступления и правила квалификации по признакам субъекта Сам. работа 8 6 ПК-6 Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Множественность и конкуренция преступлений. Правила квалификации при множественности и конкуренции преступлений
9.25. Множественность и конкуренция преступлений. Правила квалификации при множественности и конкуренции преступлений Лекции 8 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.3
9.26. Множественность и конкуренция преступлений. Правила квалификации при множественности и конкуренции преступлений Практические 8 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.3
9.27. Множественность и конкуренция преступлений. Правила квалификации при множественности и конкуренции преступлений Сам. работа 8 8 ПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.3
Раздел 10. Стадии совершения преступления и правила квалификации при неоконченной преступной деятельности
10.28. Стадии совершения преступления и правила квалификации при неоконченной преступной деятельности Практические 8 2 ПК-6 Л1.2, Л2.1
10.29. Стадии совершения преступления и правила квалификации при неоконченной преступной деятельности Сам. работа 8 6 ПК-6 Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Правила квалификации преступлений, совершенных в соучастии
11.30. Правила квалификации преступлений, совершенных в соучастии Практические 8 2 ПК-6 Л1.2, Л2.1
11.31. Правила квалификации преступлений, совершенных в соучастии Сам. работа 8 8 ПК-6 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие и значение квалификации преступлений.
2.Виды уголовно-правовой квалификации.
3.Принципы квалификации.
4.Этапы (стадии) процесса квалификации преступлений.
5.Понятие и виды правил квалификации преступлений. Правила знаковой фиксации результатов квалификации преступлений.
6.Основы квалификации преступлений.
7.Понятие, виды и значение состава преступления для квалификации.
8.Признаки состава преступления. Их роль при квалификации преступлений.
9. Позитивные и негативные признаки состава преступления. Их использование при квалификации преступлений.
10. Постоянные и переменные признаки состава преступления. Их виды и значение при квалификации преступлений.
11.Правила квалификации по объекту преступления.
12.Виды объектов преступления и их значение для квалификации.
13.Предмет преступления и потерпевший, их влияние на квалификацию преступления.
14.Правила квалификации по признакам объективной стороны преступления.
15.Признаки объективной стороны преступления и их влияние на квалификацию преступлений.
16.Последствия преступления и их значение для квалификации.
17.Правила квалификации по признакам субъективной стороны преступления.
18.Субъективная ошибка, ее виды и влияние на квалификацию преступлений.
19.Виды умысла и их значение для квалификации.
20.Неосторожность, ее виды и значения для квалификации.
21.Квалификация преступлений с двумя формами вины.
22.Значение мотива и цели для квалификации преступления.
23.Правила квалификации по признакам субъекта преступления.
24.Возраст субъекта и его значение для квалификации.
25.Специальный субъект, его виды и влияние на квалификацию.
26.Квалификация при неоконченном преступлении.
27.Правила квалификации преступлений при различных видах соучастия.
28.Квалификация преступлений при различных формах соучастия.
29.Квалификация при множественности преступлений.
30.Понятие и виды конкуренции норм, правила квалификации.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС размещен в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов Уголовное право. Особенная часть в 2 т : учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.: М.: Издательство Юрайт, 2016. – 691 с., www.biblio-online.ru/book/A02D2D66-F0D2-49A3-B9AE-
Л1.2 И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов Уголовное право. Общая часть. – 4-е изд., перераб. и доп.: Учебник Уголовное право. Общая часть : учебник. – 4-е изд., перераб. и доп., 2017 www.biblio-online.ru/book/DD1F4C45-B1C8-4ABF-ACD4-
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Уголовное право России. Общая часть/ Казанский (Приволжский) федеральный университет. – 2-е изд., перераб. и доп. Уголовное право России. Общая часть : учебник / Казанский (Приволжский) федеральный университет. – 2-е изд., перераб. и доп.: учебник М. : Статут, 2016. – 864 с., http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452513
Л2.2 М.В. Бавсун, Квалификация преступлений по признакам субъективной стороны : учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. : М.: Издательство Юрайт, 2017. – 152 с., www.biblio-online.ru/book/C60276EE-897D-443A-9009-
Л2.3 О.С. Капинус [и др.]; отв. ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник: М.: Издательство Юрайт, 2017. – 437 с., www.biblio-online.ru/book/C580BE48-1A50-46AE-B67C-
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/
Э2 Сайт Верховного Суда РФ http://www.vsrf.ru/
Э3 Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие».
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice
MicrosoftWindows.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: внутриуниверситетская компьютерная сеть.
Электронная база данных "Scopus". Режим доступа: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета. Режим доступа: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/
Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html
Бесплатная научная библиотека «КиберЛенинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru/about
Юридический канал юристы. Режим доступа: http://lawcanal.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины необходимо усвоить понятие «квалификация», все ее стадии и этапы, правила.
Базовые положения теории квалификации, логические приемы, используемые при квалификации преступлений, были разработаны академиком В.Н. Кудрявцевым. В классическом понимании квалификация преступления – это процесс установления соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, юридическое закрепление его результатов. Современные исследователи проблем квалификации правонарушений дополнили, обогатили теорию квалификации. Г.П. Новоселов, например, обоснованно смещает акцент в понятии «квалификация преступлений» с процесса сопоставления признаков состава преступления и совершенного деяния на нахождение, установление уголовно-правовой нормы, подлежащей применению в конкретном случае. Действительно, чтобы сопоставлять признаки совершенного деяния с признаками конкретного состава преступления, необходимо установить этот состав преступления. Поэтому квалификацию преступлений он толкует как «определение конкретной статьи УК (в необходимых случаях - статей УК, их частей, пунктов), которую с позиций действующего уголовного законодательства следует применить при решении вопросов о преступности и наказуемости данного деяния».
По поводу стадий или этапов процесса квалификации преступлений в уголовно-правовой литературе существуют разные суждения. Представляется, что для точности применяемой терминологии и понятий, обозначенных этими терминами, рассуждения авторов безусловно важны. С позиций же процесса нахождения нормы и установления сходства между содеянным и составом преступления важно выявить все стадии и этапы квалификации преступлений для использования их в качестве алгоритма для любой квалификации правонарушений. Объединив суждения ученых по поводу этапов и стадий квалификации преступлений, уточнив значение терминов «стадия», «этап» (с ними, как справедливо подмечает Г.П. Новоселов, всегда связывается последовательность некоторого процесса развития или движения, когда одно действие, событие, состояние и т. п. сменяется качественно другим; …этимологически «стадия» включает в себя этапы развития, отличается от последних качественными особенностями); учитывая предложенное смещение акцента в определении «квалификация преступления» на нахождение уголовно-правовой нормы, под признаки которой подпадает совершенное деяние, следует выделять три стадии квалификации преступления. На первой из них делается «прикидка», то есть определяется, под какие нормы права вообще, в том числе уголовно-правовые, подпадают признаки совершенного деяния. Если обнаружится сходство с какой-то (или с несколькими) уголовно- правовыми нормами, то на второй стадии квалификации преступлений устанавливается сходство всех признаков конкретного состава преступления с элементами и признаками совершенного деяния. В силу большого количества в УК РФ смежных, специальных норм есть смысл выделять третью стадию уголовно-правовой квалификации, на которой производится сопоставление признаков совершенного деяния со всеми смежными, специальными уголовно-правовыми нормами, чтобы убедиться в отсутствии в содеянном признаков конкурирующих составов преступлений.
На каждой стадии квалификации преступлений можно и нужно выделять отдельные этапы, чтобы не забыть учитывать их на первых шагах правоприменительной деятельности, а в дальнейшем использовать их как алгоритм квалификации преступлений. На первой стадии выделяются в качестве этапов определение типовой и видовой принадлежности правонарушений, признаки которых обнаружены в совершенном деянии. Когда деяние предусмотрено в качестве правонарушения только одной отраслью права (виновное лишение жизни, причинение вреда здоровью), вопроса об отраслевой принадлежности правонарушения не возникает. Если же деятельность (бездеятельность) в качестве правонарушения признается несколькими регулятивными и деликтными отраслями права, встает вопрос о его отраслевой принадлежности. В случае обнаружения в действиях виновного признаков уголовно-правовой нормы (нескольких норм) встает вопрос о ее (их) применимости. Поэтому на второй стадии квалификации преступлений выделяются следующие этапы: определение пределов действия уголовно-правовой нормы во времени и пространстве; сопоставление и нахождение тождества между объективными и субъективными признаками совершенного деяния и составом преступления. Начинать сопоставление необходимо с признаков объективной стороны, ибо по ним можно судить и о субъективных признаках. Они более полно и непосредственно (а не опосредованно) отражены в уголовном законе.
Признаки субъекта, субъективной стороны состава преступления иногда называются в диспозиции статьи УК РФ («убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку» – ч. 1 ст. 105 УК РФ; «вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста» – ст. 150 УК РФ). Но чаще всего их приходиться определять или выводить из содержания ст.ст. 20–21, ч. 2 ст. 24, ст.ст. 25–28 УК РФ, объективной стороны, других признаков субъективной стороны состава преступления. По каким объективным признакам определяется субъективная сторона содеянного, хорошо показано в уголовно-правовой литературе и рекомендациях Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» применительно к отграничению убийства от неосторожного причинения смерти и от причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть. Так, при решении вопроса о форме вины в отношении вреда здоровью или смерти следует учитывать следующие обстоятельства: взаимоотношения виновного и потерпевшего до совершения преступления (вражда, дружба); инициатива виновного или потерпевшего в возникновении конфликта; орудие совершения преступления; способ совершения преступления; в какие части тела (жизненно важные органы или нет) наносились удары, степень повреждения органов, количество и локализация нанесения телесных повреждений; сила удара, физические возможности виновного и потерпевшего; одежда, в которой находился потерпевший; обстановка, в которой совершалось преступление и, в частности, наносились удары, телесные повреждения; последующее поведение виновного. Часть из этих обстоятельств непосредственно показывают отношение виновного к содеянному (орудие, локализация ранений), другие принимаются во внимание наряду с первыми и самостоятельного значения не имеют (например, взаимоотношения виновного и потерпевшего).
Видовой объект преступления опосредованно закреплен в уголовно-правовой норме путем указания на признаки потерпевшего, предмета преступления, последствий, мотива преступления. Непосредственный объект определяется путем сопоставления заложенного в диспозиции нормы и ущемленного интереса, общественного отношения.
С процессом установления соответствия между объективными и субъективными признаками состава преступления и содеянного, когда преступление осуществляется не одним действием, а несколькими или системой действий, связан и еще очень важный этап второй стадии квалификации преступлений – определение единичного преступления или множественности преступлений.
Установив все признаки состава преступления в содеянном, необходимо убедится в наличии/отсутствии признаков малозначительности деяния и других обстоятельств, исключающих преступность деяния.
Самостоятельным этапом второй стадии квалификации преступления является оценка содеянного с позиций оконченности (неоконченности) преступления, форм и видов соучастия.
Ревизия полученной квалификации деятельности виновного на последней стадии происходит по признакам, разграничивающим смежные составы преступлений.

Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций и практических (семинарских) занятий.
Лекция представляет собой одну из основных организационных форм обучения, направленных на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над изучением дисциплины.
Практические (семинарские) занятия являются второй основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных вопросов теории квалификации преступлений и выработка навыков уголовно-правовой квалификации. На семинарских занятиях студенты овладевают и совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки квалификации , то есть решения казусов (задач).
В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо студенту учесть следующее:
1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
- составление плана изученного источника;
- перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
- формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника);
- составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы).
- написание конспекта.
Квалифицировать конкретное деяние невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, рефератов). В связи с этим студенты должны владеть методикой проведения обобщения судебной практики, то есть знать и уметь пользоваться совокупностью приёмов сбора, обработки и анализа информации о квалификации преступлений правоприменительными органами.
С учётом состава преступления самостоятельно определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет. Если за этот период не опубликовано ни одного материала по тому или иному составу преступления, то разрешается использовать и более раннюю практику.
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам.
Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относится Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/).
Следующий этап работы при изучении судебной практики – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты:
- какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределённому или дискуссионному вопросу;
- по каким основаниям действия виновных переквалифицировались судами;
- имели ли место ошибки в квалификации преступления и какие, при толковании каких объективных или субъективных признаков состава преступления они допускались, их причины;
- имел ли место различный подход к квалификации деяния отдельными судами;
- как решаются вопросы разграничения со смежными составами преступлений, возникают ли трудности у судов в этом вопросе и др.
По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить.
Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной практики.
Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются:
1. Количество изученных примеров со ссылками на источники.
2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики.
3. Приложения:
3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения.
3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус).
При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к зачёту и экзамену.
Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики.
Основной формой работы на практических (семинарских) выступает решение задач (казусов). Решение задач должно отвечать следующим требованиям:
1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и монографическую литературу;
2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления.
3. Просмотрев все главы УК РФ, под составы которых примерно подпадают признаки совершенного в казусе деяния (деятельности или бездеятельности), необходимо по учебной литературе уточнить признаки этих составов преступлений и более конкретно определиться со статьей УК РФ, под признаки которой более всего подпадают признаки содеянного в казусе.
4. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления. Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам.
Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий.
Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом.
После уяснения всех объективных и субъективных признаков совершенного деяния вырисовываются общественные отношения, на которые посягает субъект преступления, то есть непосредственный объект (основной и дополнительный) преступления. Сравнив его с признаками видового объекта, заложенного в диспозиции уголовно-правовой нормы, делается вывод о наличии или отсутствии в действиях виновного признаков объекта преступления.
В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).