МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерное моделирование социально-экономических процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 117
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 10 10 10 10
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Галина Николаевна

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков Олег Викторович

Рабочая программа дисциплины
Компьютерное моделирование социально-экономических процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р техн. наук, профессор Псарев Владимир Иванович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р техн. наук, профессор Псарев Владимир Иванович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение теоретических знаний и практических навыков в области прогнозирования социально-экономических процессов с использованием современных информационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;
ПК-13 Способен выполнять оценку возможности создания архитектурного проекта
ПК-12 Способен выполнять оценку и выбор варианта архитектуры программного средства
ПК-5 Способен моделировать прикладные (бизнес) процессы и предметную область.
ПК-1 Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы системного и математического анализа социально-экономических процессов;
компьютерные средства реализации математических методов;
этапы создания имитационных моделей и способы обработки результатов имитационных экспериментов;
области и возможности использования математических и статистических методов и моделей для анализа и прогнозирования социально-экономических процессов;
методы моделирования сложных социально-экономических систем;
возможности программных средств моделирования;
технологии и методики оценки и выбора вариантов архитектуры программного средства;
принципы построения моделей процессов функционирования социально-экономических систем;
методы формализации и алгоритмизации, возможности реализации моделей с использованием программно-технических средств современных ЭВМ.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы анализа и обработки информации, методы моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
применять (при необходимости адаптировать) современный математический инструментарий для решения содержательных экономических и управленческих задач;
использовать математические методы как основу для моделирования и прогнозирования экономических процессов;
использовать формализованные математические методы при разработке управленческих решений;
анализировать и интерпретировать основные результаты математических и статистических исследований;
разрабатывать рекомендации по повышению эффективности работы социально-экономических структур;
выбирать методы моделирования систем, структурировать и анализировать цели и функции систем управления, проводить системный анализ прикладной области;
выбирать и оценивать архитектуру вычислительных систем, сетей и систем телекоммуникаций и их подсистем;
использовать различные операционные системы;
использовать метод имитационного моделирования при исследовании и проектировании ИТ-проекта;
разрабатывать схемы моделирующих алгоритмов процессов и систем, реализовывать модели с использованием пакета прикладных программ моделирования;
оценивать качество и затраты на разработку программного средства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.эконометрическими методами и практическими навыками расчетов;
практическими навыками расчетов с использованием MS Excel;
навыками использования MS Excel для обработки статистических данных;
навыками микроэкономического и макроэкономического моделирования с применением математического инструментария;
навыками работы в современной программно-технической среде в различных операционных системах;
навыками работы с инструментальными средствами моделирования предметной области, прикладных и информационных процессов;
методами использования информационных и телекоммуникационных технологий;
качественными и количественными методами анализа при принятии управленческих решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в компьютерное моделирование
1.1. Понятие компьютерного моделирования. Классификация и виды моделирования. Использование различных видов моделирования в экономических исследованиях Лекции 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Особенности математического моделирования экономических процессов Лекции 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Использование различных видов моделирования в экономических исследованиях Лабораторные 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Использование различных видов моделирования в экономических исследованиях Сам. работа 4 12 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Экономико-математическое моделирование
2.1. Классификация задач математического программирования Лекции 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Классификация задач математического программирования Лабораторные 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Классификация задач математического программирования Сам. работа 4 14 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Компьютерное моделирование оптимизационных задач экономического анализа
3.1. Задачи планирования производства Лекции 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Задачи планирования производства Лабораторные 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Задачи планирования производства Сам. работа 4 14 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
3.4. Способы решения задач линейного программирования Лекции 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
3.5. Экономико-математическая модель задачи производственного планирования Лабораторные 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
3.6. Экономико-математическая модель задачи производственного планирования Сам. работа 4 14 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
3.7. Решение задач нелинейного программирования Лекции 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
3.8. Компьютерное моделирование задач нелинейного программирования Лабораторные 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
3.9. Компьютерное моделирование задач нелинейного программирования Сам. работа 4 14 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Компьютерное моделирование взаимосвязей и динамики социально-экономических процессов
4.1. Компьютерные модели для исследования взаимосвязей Корреляционные модели. Регрессионные модели Лекции 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Корреляционные модели Лабораторные 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Корреляционные модели Сам. работа 4 13 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
4.4. Регрессионные модели Лабораторные 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
4.5. Регрессионные модели Сам. работа 4 12 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
4.6. Компьютерные модели для исследования динамики социально-экономических процессов Лекции 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
4.7. Модели на основе скользящей средней и экспоненциального сглаживания Лабораторные 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
4.8. Модели на основе скользящей средней и экспоненциального сглаживания Сам. работа 4 12 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
4.9. Трендовые модели Лабораторные 4 2 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1
4.10. Трендовые модели Сам. работа 4 12 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 [авт.-сост. А. Ю. Юдинцев, Г. Н. Трошкина] Численные методы решения экономических задач: учеб.-метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Я. Трофимец, Л. А. Маматова Компьютерное моделирование экономических систем и процессов. Часть I. Оптимизационные и статистические модели: учеб. пособие Яросл. гос. ун-т, 2007 www.lib.uniyar.ac.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальное общество имитационного моделирования simulation.su
6.3. Перечень программного обеспечения
MS'Visual Studio 2008
Open Office
Office 2010 Professional
Windows 7 Professional
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Гарант (http://www.garant.ru)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит с основными понятиями по теме, алгоритмами, методами решения задач. На лекциях студент получает основной объем информации по каждой конкретной теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены по уважительной причине, то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии или консультации.