МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление социальным развитием и социальная ответственность организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.04.03. Управление персоналом
ПрофильHR-аналитика и кадровая безопасность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz38_04_03_УП-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 56 56 56 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Управление социальным развитием и социальная ответственность организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.03 Управление персоналом (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №367)

составлена на основании учебного плана:
38.04.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 20.04.2018 г. № 6
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Лобова С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 20.04.2018 г. № 6
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Лобова С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов представлений об особенностях социальной сферы организации как объекта и предмета управления;
- освоение отечественного и зарубежного опыта управления социальным развитием организации;
- овладение методами управления социальным развитием организации;
- формирование у студентов представлений о корпоративной социальной ответственности как о системе добровольных взаимоотношений между работником, работодателем и обществом, направленной на совершенствование социально-трудовых отношений, поддержание стабильности в трудовом коллективе и окружающем сообществе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью использовать принципы корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации, в том числе ее кадровой стратегии
ПК-4 умением разрабатывать и внедрять политику адаптации персонала организации
ПК-21 умением выявлять и интерпретировать наиболее острые социально-трудовые проблемы организации, находить пути их решения, разрабатывать и экономически обосновать систему мер по их практической реализации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные подходы к разработке кадровой и социальной политики, стратегии управления персоналом организации; основные понятия и систему социально-трудовых проблем организации; методы анализа и диагностики социальной сферы организации; показатели оценки и факторы формирования морально-психологического климата,основные причины кросскультурных конфликтов, методы их профилактики; подходы к изучению организационной культуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать социальную политику организации в соответствии со стратегическими планами организации; выявлять и интерпретировать наиболее острые социально-трудовые проблемы организации, находить пути их решения, разрабатывать и экономически обосновать систему мер по их практической реализации; анализировать и поддерживать комфортный морально-психологический климат в организации и эффективную организационную культуру; обеспечивать профилактику конфликтов в кросскультурной среде.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.систематизации и анализа социально-трудовых и кадровых проблем организации; владеть навыками разработки и экономического обосновния предложений по разрешению выявленных актуальных социально-трудовых и проблем управления персоналом; владеть методами исследования социально-трудовых отношений, морально-психологического климата коллектива, кросскультурных конфликтов и организационной культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная политика и управление социальным развитием организации. Сущность и содержание социальной политики. Социальное управление как инструмент реализации социальной политики. Цели, объект, задачи управления социальным развитием организации.Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем.
1.1. Социальная политика и социальное управление Лекции 2 1 ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Социальная политика и социальное управление Практические 2 1 ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Социальная политика и социальное управление Сам. работа 2 6 ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Управление социальным развитием организации Практические 2 1 ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.5. Управление социальным развитием организации Сам. работа 2 8 ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.6. Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем Практические 2 1 ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
1.7. Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем Сам. работа 2 6 ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. 2. Социальная среда организации как объект управления.Социальная инфраструктура и производственная среда.Трудовой коллектив как объект социального управления.Управление морально-психологическим климатом коллектива. Организауионная культура, ее элементы, типы, этапы формирования и способы поддержания, методики диагностики.
2.1. Социальная инфраструктура и прозводственная среда организации как объект управления Лекции 2 1 ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Социальная инфраструктура и прозводственная среда организации как объект управления Практические 2 1 ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Социальная инфраструктура и прозводственная среда организации как объект управления Сам. работа 2 6 ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.4. Трудовой коллектив как объект управления Лекции 2 0 ПК-4, ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.5. Трудовой коллектив как объект управления Практические 2 1 ПК-4, ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.6. Трудовой коллектив как объект управления Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.7. Морально-психологический климат коллектива, его сущность, факторы, методы изучения Практические 2 1 ОПК-6, ПК-4, ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.8. Морально-психологический климат коллектива, его сущность, факторы, методы изучения Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-4, ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.9. Организационная культура, ее элементы, типы,процесс формирования и поддержания, методики диагностики Практические 2 2 ОПК-6, ПК-4, ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
2.10. Организационная культура, ее элементы, типы,процесс формирования и поддержания, методики диагностики Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-4, ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. 3. Социальная ответственность организации.Методы исследования социально-трудовых проблем в организации. Планирование социального развития персонала. Структура и содержание плана социального развития. Этапы разработки и реализация плана социального развития. Социальная служба организации и ее функции.
3.1. Социальная ответственность организации Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
3.2. Методы исследования социально-трудовых проблем организации. Планирование социального развития персонала Лекции 2 0 ОПК-6, ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
3.3. Методы исследования социально-трудовых проблем организации. Планирование социального развития персонала Практические 2 2 ОПК-6, ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
3.4. Методы исследования социально-трудовых проблем организации. Планирование социального развития персонала Сам. работа 2 6 ОПК-6, ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1
3.5. Экзамен Зачет 2 4 ОПК-6, ПК-4, ПК-21 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Канаева О.А. Социальная политика государства и бизнеса: учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Н. Л. Захаров, А. Л. Кузнецов Управление социальным развитием организации: учебник М.: ИНФРА-М, 2006
Л1.3 Кричевский, Никита Александрович Корпоративная социальная отвественность : Учебник Дашков и К, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дейнека А. В. Управление персоналом организации: Учебник Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017//http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=454057&sr=1, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К°, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов (подготовка докладов, рефератов).
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно.Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и специальной литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается по 4-х балльной шкале.