МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социологический анализ социально-экономической политики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильЭкономическая и социальная политика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_ЭСП-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Бортникова Т.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Социологический анализ социально-экономической политики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №321)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Лобова С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Лобова С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. - формирование у студентов представлений об использовании возможностей методов социологических исследований для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций;
- освоение методологии и методики проведения социологических исследований социально-трудовых отношений и персонала ;
- овладение студентами навыками поиска, сбора, обработки, анализа и систематизации социологических данных в целях определения стратегии и приоритетов социально-трудовых отношений, социального развития персонала организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- существующие социально-трудовых проблем в деятельности современных организаций, опыт путей их решения;
- современные методы и инструменты проведения исследований в системе управления персоналом, область их применения.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять и интерпретировать наиболее острые социально-трудовые проблемы организации, находить пути их решения, разрабатывать и экономически обосновать систему мер по их практической реализации;
- разрабатывать и применять методы и инструменты проведения исследований в системе управления персоналом и проводить анализ их результатов;
- разрабатывать программы научных исследований в сфере управления персоналом и организовывать их выполнение;
- применять количественные и качественные методы анализа при проведении исследований удовлетворенности персонала работой в организации
Навыки:
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владения методами и инструментами проведения социологических исследований, анализа их результатов в системе управления персоналом.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Методологические и методические основы проведения эмпирического социологического исследования. Общее представление о социологическом исследовании. Программа социологического исследования. Основы измерения в эмпирической социологии. Выборочный метод в социологических исследованиях.
1.1. Общее представление о социологическом исследовании Сам. работа 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Программа социологического исследования. Теоретико-методологическая часть программы. Лекции 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Программа социологического исследования. Теоретико-методологическая часть программы. Практические 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Программа социологического исследования. Теоретико-методологическая часть программы. Сам. работа 3 12 ПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Методико-инструментальный раздел программы социологического исследования Практические 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Методико-инструментальный раздел программы социологического исследования Сам. работа 3 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Основы измерения в эмпирической социологии Сам. работа 3 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Выборочный метод в социологических исследованиях Сам. работа 3 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. 2. Методы сбора социологической информации.Общее представление об основных методах социологического исследования. Анализ документов в социологическом исследовании. Опрос как основной метод сбора социологической информации. Метод фокус-групп. Социометрический опрос.Социологическое наблюдение и социальный эксперимент.
2.1. Общее представление об основных методах социологического исследования Сам. работа 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Анализ документов в социологическом исследовании Практические 3 4 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Анализ документов в социологическом исследовании Сам. работа 3 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Социологическое наблюдение Сам. работа 3 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Опрос как основной метод сбора социологической информации Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Опрос как основной метод сбора социологической информации Практические 3 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Опрос как основной метод сбора социологической информации Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.1, Л1.2
2.8. Метод фокус-групп Сам. работа 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. 3. Обработка и интерпретация эмпирических данных в социологическом исследовании
3.1. Обработка, обобщение и анализ количественной социологической информации Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2
3.2. Обработка, обобщение и анализ количественной социологической информации Практические 3 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2
3.3. Обработка, обобщение и анализ количественной социологической информации Сам. работа 3 6 ПК-1 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/6005DE17-D25C-4E79-873E-CBF5BF8CE6A5.
Л1.2 Горшков М.К., Шереги Ф.Э., Докторов Б.З. ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ + ПРАКТИКУМ В ЭБС 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики.: учебное пособие М.: Флинта; МПСИ, 2005
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Холостова Е.И. Социальная политика: учебник "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение индивидуальных практических заданий.
Цель индивидуальных практических заданий заданий - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Индивидуальное практическое задание должно состоять из следующих разделов:
1. Программа социологического исследования
1.1. Обоснование проблемы
1.2. Предмет исследования
1.3. Объект социологического исследования
1.4. Цель социологического исследования
1.5. Задачи социологического исследования
1.6. Логический анализ понятий. (Теоретическое и операциональное определение основных понятий социологического исследования)
1.7. Гипотезы социологического исследования
1.8. Стратегический (принципиальный) план исследования
1.9. Обоснование выборки и методов исследования
2. Анкета социологического исследования
3. Анализ данных опроса (Либо других методов исследования)
4. Рекомендации
Титульный лист работы оформляется в соответствии со стандартами оформления титульного листа по курсовой работе.