МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные ресурсы и технологии в экономике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_01_МЭ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 22 22 22 22
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., профессор, Дубина И.Н.

Рецензент(ы):
д.э.н., профессор, Мамченко О.П.

Рабочая программа дисциплины
Информационные ресурсы и технологии в экономике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 ЭКОНОМИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №321)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины — формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по применению современных информационных ресурсов и технологий в экономике, управлении и бизнесе. В процессе изучения курса студенты знакомятся с основными тенденциями информатизации в сфере экономики и управления, овладевают практическими навыками в использовании информационных ресурсов и технологий в различных областях экономической, управленческой и коммерческой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ПК-9 способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о возможностях и функциях современных информационных ресурсов и технологий для использования в экономической и управленческой деятельности;
- о возможностях и функциях статистических пакетов R, PSPP и др. для социально-экономического прогнозирования и анализа социально-экономических процессов
3.2.Уметь:
3.2.1.- пользоваться современными экономическими научно-ориентированными информационными ресурсами и технологиями;
- выбирать и рационально - использовать конкретные информационные технологии в практике личной работы и работе организации;
- пользоваться современными средствами информационных технологий;
- осуществлять поиск источников информации об ИТ;
- выстраивать логическую структуру докладов и презентаций;
- корректно применять математико-статистические методы и инструменты обработки и анализа эмпирических данных, построения прогнозов, оценки рисков, выработки практических рекомендаций в предметной области
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами использования информационных ресурсов в профессиональной деятельности;
- навыками построения и интерпретации прогнозов, оценки рисков, качества результатов статистических бизнес-исследований с помощью современных информационных технологий (R, PSPP, AML)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Информационные процессы в экономике и управлении.
1.1. Информационные процессы в экономике и управлении. Лекции 1 1 Л1.1, Л2.2
1.2. Самостоятельное изучение материалов по теме "Информационные процессы в экономике и управлении" Сам. работа 1 6
1.3. Семинар по теме "Информационные процессы в экономике и управлении" Лабораторные 1 2 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Специализированные научно-ориентированные и экономические информационные ресурсы
2.1. Информационные ресурсы – основа информатизации экономической и управленческой деятельности. Общая классификация информационных ресурсов в экономике Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Составление обзора информационных ресурсов экономической и управленческой деятельности Сам. работа 1 8 Л1.1, Л2.1
2.3. Семинар по теме "Современные информационные ресурсы экономической и управленческой деятельности" Лабораторные 1 2 Л1.1, Л2.1
2.4. Специализированные наукометрические ресурсы Лекции 1 1
2.5. Специализированные наукометрические ресурсы: подготовка обзора Сам. работа 1 8
2.6. Семинар по теме: "Современное специализированные наукометрические ресурсы" Лабораторные 1 2
2.7. Специализированные ресурсы для экономических исследований Лекции 1 1
2.8. Специализированные ресурсы для экономических исследований : обзор Сам. работа 1 8
2.9. Специализированные ресурсы для экономических исследований Лабораторные 1 4
Раздел 3. Современные информационные технологии в экономике. Офисные ИТ, корпоративные ИТ, "облачные" ИТ.
3.1. Классификация информационных технологий. Тенденции развития ИТ. Основные проблемы применения современных ИТ в экономике. Лекции 1 1 Л2.2
3.2. Офисные ИТ, корпоративные ИТ, "облачные" ИТ Лекции 1 1 Л2.2
3.3. Самостоятельное изучение офисных, корпоративных и "облачных" ИТ Сам. работа 1 8 Л2.2
3.4. Основы применения офисных ИТ Лабораторные 1 2
3.5. Основы использования корпоративных ИТ Лабораторные 1 2
3.6. Основы использование "облачных" сервисов Лабораторные 1 4
3.7. Информационные технологии для принятия решений на основе математико-статистического моделирования. Лекции 1 2 Л1.2
3.8. Технологии PSPP Лабораторные 1 2
3.9. Технологии R Лабораторные 1 2
3.10. Самостоятельная работа по темам курса Сам. работа 1 13

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Блюмин А. М. , Феоктистов Н. А. Мировые информационные ресурсы.: Учебное пособие Дашков и Ко // ЭБС "Университетская библиотека online", 2012
Л1.2 Дубина И.Н. Основы математического моделирования социально-экономических процессов: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/AE81649F-D411-4FF5-8733-614106E0D831.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Ошкало, И. Н. Дубина, С. В. Шаповалова Мировые информационные ресурсы для экономистов: учеб.-практ. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Трофимов В.В. - отв. ред. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Открытые инновации в сфере ВПО http://edu.inovat.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=258&Itemid=166
Э2 2. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»
Э3 http://www.ecsocman.edu.ru
Э4 http://www.openet.edu.ru
Э5 http://eor.edu.ru/card/12503/swot-analiz.html
Э6 6. Образование в области экономики и управления
6.3. Перечень программного обеспечения
R
PSPP

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение