МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Национальная и региональная безопасность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.03.04. Политология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_04_П-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Асеев С.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рабочая программа дисциплины
Национальная и региональная безопасность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №939)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются: овладение студентами терминологии национальной безопасности, формирование знаний об основных тенденциях развития теории национальной и региональной безопасности, навыков их применения при анализе тех новых вызовов и угроз, с которыми сталкиваются как национальные государства, так и система международных отношений в целом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9 способностью давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом
ПК-2 владением навыками участия в исследовательском процессе, способностью готовить научные тексты для публикации в научных изданиях и выступления на научных мероприятиях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные подходы к определению национальной безопасности, традиционные концепции национальной безопасности, средства ее обеспечения и основные внешние и внутренние угрозы, роль национальной безопасноти в системе региональных и международных отношений, систему обеспечения национальной безопасности и национальных интересов.
3.2.Уметь:
3.2.1.давать характеристику и оценку политическим процессам и событиям, выявляя их связь с системой и основными элементами национальной безопасности, объективными историческими и геополитическими факторами формирования национальных ценностей, выделяя при этом совокупность внутренних и внешних угроз национальной безопасности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками научных исследований политических процессов и отношений в контексте формирования системы национальной безопасности и реализации национальных интересов, проявления их внутренних и внешних угроз. Способностью по описанию, оценке и прогнозированию политических процессов по обеспечению национальной безопасности в системе региональных и международных отношений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эволюция понятия национальной безопасности в мировой политике
1.1. Основные подходы к определению национальной безопасности Лекции 8 4 ОПК-9, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Традиционные концепции национальной безопасности Практические 8 2 ОПК-9, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Уровни безопасности Сам. работа 8 8 ОПК-9, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Ключевые термины национальной безопасности
2.1. Национальные ценности Лекции 8 2 ОПК-9, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Национальные интересы Практические 8 2 ОПК-9, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Дискуссии о содержании понятия «национальный интерес» Сам. работа 8 8 ОПК-9, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Типология национальных интересов
3.1. Угрозы национальной безопасности Лекции 8 1 ОПК-9, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Средства обеспечения национальной безопасности Практические 8 2 ОПК-9, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Средства обеспечения национальной безопасности Сам. работа 8 8 ОПК-9, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Система национальной безопасности
4.1. Личность, общество, государство как составляющие элементы национальной безопасности Лекции 8 1 ОПК-9, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Внешние свойства системы национальной безопасности Практические 8 2 ОПК-9, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Национальная безопасность в системе региональных и международных отношений Сам. работа 8 8 ОПК-9, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Нормативно-правовая база национальной безопасности РФ
5.1. Исторический и геополитический факторы в формировании национальных ценностей России Лекции 8 1 ОПК-9, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Внутриполитические интересы. Внешнеполитические интересы. Внутренние и внешние угрозы национальной безопасности РФ Практические 8 2 ОПК-9, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Система обеспечения национальной безопасности РФ Сам. работа 8 8 ОПК-9, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Межгосударственные органы системы коллективной безопасности
6.1. Угрозы безопасности в СНГ. Основные направления развития сотрудничества государств Практические 8 4 ОПК-9, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.2. Сотрудничество по предотвращению и урегулированию конфликтов на территории государств СНГ. Антитеррористическая составляющая деятельности стран-участниц ОДКБ Сам. работа 8 8 ОПК-9, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1
6.3. Договор о коллективной безопасности стран СНГ Лекции 8 1 ОПК-9, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к зачету.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кардашова И.Б. ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: Учебник для вузов М., Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К. С. Гаджиев Политология: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E
Л2.2 Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность: Учебное пособие Вузовский учебник, 2014 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань». e.lanbook.com
Э3 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э4 университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия со студентами по курсу «Национальная и региональная безопасность» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается базовый объем знания о составных элементах и системе национальной безопасности, ее традиционных концепциях, исторических и геополитических факторах формирования. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Национальная и региональная безопасность» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению роли национальной безопасности в системе региональных и международных отношений, основным ее внутренним и внешним угрозам. По результатам изучения студенты должны научиться раскрывать внешние свойства системы национальной безопасности, методы и особенности реализации национальных интересов различных государств на международной арене.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовка докладов (устных выступлений, сообщений, презентаций) по предложенным темам.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.