МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии и прогнозирование рисков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_ЭБ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., проф., Дубина И.Н.

Рецензент(ы):
к.т.н., доц., Рязанов М.А.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии и прогнозирование рисков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 16.01.2017г. №20)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2016-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебного курса является обучение студентов навыкам практического использования современных программных продуктов для построения прогнозов, оценки рисков и принятия на этой основе управленческих решений в различных областях экономики и бизнеса.
Задачи курса:
• дать представление об основных понятиях и принципах социально-экономического прогнозирования, а также о возможностях и ограничениях построения прогнозов для анализа социально-экономических процессов;
• познакомить с методами построения прогнозов;
• познакомить с методами оценки рисков и критериями принятия оптимальных решений в условиях риска и неопределенности;
• обучить применять программные продукты для построения прогнозов, оценки рисков и принятия решений в условиях риска и неопределенности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-31 способностью на основе статистических данных исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности
ПК-32 способностью проводить анализ возможных экономических рисков и давать им оценку, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- возможности и функции статистических пакетов R, PSPP и др. для исследования социально-экономических процессов, в том числе в сфере экономической безопасности
- классификацию экономических рисков
- специфику анализа и оценки рисков и угроз в сфере экономической безопасности
- основные методы анализа и оценки экономических рисков, в том числе риски и угрозы в сфере экономической безопасности
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять математико-статистические методы для обработки социально-экономических данных с целью прогнозирования их изменения, в том числе прогнозирования возможных угроз экономической безопасности
- составлять и интерпретировать прогнозы динамики развития основных рисков и угроз экономической безопасности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- проведения исследований социально-экономических процессов для составления прогнозов, включая прогнозы возможных угроз экономической безопасности
- анализа и оценки возможных экономических рисков и угроз экономической безопасности
- применения математико-статистических методов для составления и обоснования прогнозов динамики развития основных угроз экономической безопасности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные технологии прогнозирования. Основные понятия и принципы. Регрессионный анализ и статистическое прогнозирование. Прогнозирование на основе временных рядов. Облачные технологии статистического прогнозирования. Математико-статистическое понятие рисков. Возможности их оценки.
1.1. Основные понятия и принципы прогнозирования Лекции 6 2 ПК-31, ПК-32 Л2.1, Л1.1
1.2. Классификация методов прогнозирования. Общий обзор. Программные продукты для построения прогнозов. Лекции 6 2 ПК-31, ПК-32 Л2.1, Л1.1
1.3. Регрессионный анализ и статистическое прогнозирование 5.1. Модели парной и множественной регрессии. Реализация в статистических пакетах 5.2. Проверка адекватности регрессионной модели. Реализация в статистических пакетах 5.3. Фиктивные и стохастические объясняющие переменные в регрессионных моделях. Реализация в статистических пакетах 5.4. Пошаговая регрессия. Реализация в статистических пакетах Лекции 6 4 ПК-31, ПК-32 Л2.1, Л1.1
1.4. Выявление связей и их проверка на значимость. Построение регрессионных моделей. Работа в статистических пакетах Практические 6 10 ПК-31, ПК-32 Л2.1, Л1.1
1.5. Прогнозирование на основе временных рядов Лекции 6 4 ПК-31, ПК-32 Л2.1, Л1.1
1.6. Построение параметрических моделей стационарных временных рядов. Работа в статистических пакетах Практические 6 6 ПК-31, ПК-32 Л2.1, Л1.1
1.7. Практикум по прогнозированию. Работа в статистических пакетах Практические 6 10 ПК-31, ПК-32 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Оценка рисков и принятие оптимальных решений в условиях риска и неопределенности: Специализированные методы
2.1. Риски. Принципы принятия решений в условиях риска и неопределенности Лекции 6 1 ПК-31, ПК-32 Л2.1, Л1.1
2.2. Оценка рисков и построение дерева решений. Реализация в Lumenaut Decision Tree и Palisade Decision Tools Лекции 6 1 ПК-31, ПК-32 Л2.1, Л1.1
2.3. Оценка рисков и принятие оптимальных решений на основе имитационного моделирования. Реализация в Lumenaut Monte-Carlo и Palisade Monte-Carlo. Экспертные оценки рисков. Реализация в программе Expert Choice Лекции 6 2 ПК-31, ПК-32 Л2.1, Л1.1
2.4. Подготовка к зачету Сам. работа 6 10 ПК-31, ПК-32 Л2.1, Л1.1
2.5. Работа над индивидуально-групповым проектом Сам. работа 6 10 ПК-31, ПК-32 Л2.1, Л1.1
2.6. Внеаудиторное чтение Сам. работа 6 46 ПК-31, ПК-32 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дубина И.Н. Основы математического моделирования социально-экономических процессов: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/AE81649F-D411-4FF5-8733-614106E0D831.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дубина И.Н. Математико-статистические методы в эмпирических социально-экономических исследованиях: «Финансы и статистика», 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательный портал «Экономика, Социология, Менеджмент: Методы сбора и анализа социологических данных». http://ecsocman.edu.ru/db/sect/124/36.html
Э2 2. Сайт В.С. Аванесова. http://testolog.narod.ru
Э3 3. Социологические исследования. http://ecsocman.edu.ru/socis/
Э4 4. Социология и маркетинг в сети. http://socionet.narod.ru/stat.html
Э5 5. Социология: методология, методы, математические модели. http://www.nir.ru/socio/scipubl/4M.htm
Э6 6. Статистика и обработка данных в психологии. http://psyfactor.org/lib/
Э7 7. Статистические методы. Сайт А.И. Орлова. http://orlovs.pp.ru/stat.php
Э8 8. Центр маркетинга и информационного менеджмента РГГУ. Словарь терминов. http://marketing.rsuh.ru
Э9 9. Экономика и математические методы. http://www.cemi.rssi.ru/emm/
Э10 10. Cumulative Item Response Theory Models.
Э11 http://www.education.umd.edu/Depts/EDMS/tutorials/CIRT.html
Э12 11. Expert Choice. www.expertchoice.com
Э13 12. Exponenta.ru. Образовательный математический сайт. http://www.exponenta.ru/SOFT/STATIST/STATIST.asp
Э14 13. Institute for Objective Measurement. http://www.rasch.org
Э15 14. Palisade Decision Tools. www.palisade.com
Э16 15. StatSoft Russia. www.statsoft.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный материал курса разбит на разделы и темы, изучение которых ориентировано на формирование компетенций, необходимых в профессиональной деятельности экономиста.
Изучение курса предусматривает проведение лекционных и практических занятий. По каждой теме студент должен выполнить практические задания и подготовить ответы на ряд теоретических вопросов.
На практическом занятии проверяется выполнение практических заданий и обсуждается их решение. По итогам занятия отмечается результативность работы каждого студента (текущий контроль), которая затем учитывается при формировании итоговой оценки по курсу.
К зачету по курсу допускаются студенты, выполнившие все практические задания.
Для успешного освоения курса рекомендуется следующая последовательность подготовки к занятиям, в т.ч. в формате дистанционного обучения:
- посмотреть презентации лекций и учебные материалы по всем темам курса,
- посмотреть интерактивные лекции и видеолекции по отдельным темам,
- ознакомиться с практическими и тестовыми заданиями,программным обеспечением по курсу,ссылками на полезные ресурсы,
- посмотреть глоссарий (словарь базовых терминов),
- посмотреть дополнительные материалы, изучение которых поможет вам лучше понять методологию и инструментарий статистического прогнозирования в сфере экономической безопасности.