Закреплена за кафедрой | НЕТ (реорганизована) 16 |
---|---|
Направление подготовки | 38.05.01. специальность Экономическая безопасность |
Специализация | Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_05_01_ЭБ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НЕТ (реорганизована) 16
Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Мамченко О.П.
1.1. | Целью учебного курса является обучение студентов навыкам практического использования современных программных продуктов для построения прогнозов, оценки рисков и принятия на этой основе управленческих решений в различных областях экономики и бизнеса. Задачи курса: • дать представление об основных понятиях и принципах социально-экономического прогнозирования, а также о возможностях и ограничениях построения прогнозов для анализа социально-экономических процессов; • познакомить с методами построения прогнозов; • познакомить с методами оценки рисков и критериями принятия оптимальных решений в условиях риска и неопределенности; • обучить применять программные продукты для построения прогнозов, оценки рисков и принятия решений в условиях риска и неопределенности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ПК-31 | способностью на основе статистических данных исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности |
ПК-32 | способностью проводить анализ возможных экономических рисков и давать им оценку, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - возможности и функции статистических пакетов R, PSPP и др. для исследования социально-экономических процессов, в том числе в сфере экономической безопасности - классификацию экономических рисков - специфику анализа и оценки рисков и угроз в сфере экономической безопасности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять математико-статистические методы для обработки социально-экономических данных с целью прогнозирования их изменения, в том числе прогнозирования возможных угроз экономической безопасности - составлять и интерпретировать прогнозы динамики развития основных рисков и угроз экономической безопасности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками проведения исследований социально-экономических процессов для составления прогнозов, включая прогнозы возможных угроз экономической безопасности - анализа и оценки возможных экономических рисков и угроз экономической безопасности - применения математико-статистических методов для составления и обоснования прогнозов динамики развития основных угроз экономической безопасности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информационные технологии прогнозирования. Основные понятия и принципы. Регрессионный анализ и статистическое прогнозирование. Прогнозирование на основе временных рядов. Облачные технологии статистического прогнозирования. Математико-статистическое понятие рисков. Возможности их оценки. | ||||||
1.1. | Основные понятия и принципы прогнозирования | Лекции | 6 | 2 | ПК-31, ПК-32 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Классификация методов прогнозирования. Общий обзор. Программные продукты для построения прогнозов. | Лекции | 6 | 2 | ПК-31, ПК-32 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Регрессионный анализ и статистическое прогнозирование 5.1. Модели парной и множественной регрессии. Реализация в статистических пакетах 5.2. Проверка адекватности регрессионной модели. Реализация в статистических пакетах 5.3. Фиктивные и стохастические объясняющие переменные в регрессионных моделях. Реализация в статистических пакетах 5.4. Пошаговая регрессия. Реализация в статистических пакетах | Лекции | 6 | 4 | ПК-31, ПК-32 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Выявление связей и их проверка на значимость. Построение регрессионных моделей. Работа в статистических пакетах | Практические | 6 | 10 | ПК-31, ПК-32 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Прогнозирование на основе временных рядов | Лекции | 6 | 4 | ПК-31, ПК-32 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Построение параметрических моделей стационарных временных рядов. Работа в статистических пакетах | Практические | 6 | 6 | ПК-31, ПК-32 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Практикум по прогнозированию. Работа в статистических пакетах | Практические | 6 | 10 | ПК-31, ПК-32 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Оценка рисков и принятие оптимальных решений в условиях риска и неопределенности: Специализированные методы | ||||||
2.1. | Риски. Принципы принятия решений в условиях риска и неопределенности | Лекции | 6 | 1 | ПК-31, ПК-32 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Оценка рисков и построение дерева решений. Реализация в Lumenaut Decision Tree и Palisade Decision Tools | Лекции | 6 | 1 | ПК-31, ПК-32 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Оценка рисков и принятие оптимальных решений на основе имитационного моделирования. Реализация в Lumenaut Monte-Carlo и Palisade Monte-Carlo. Экспертные оценки рисков. Реализация в программе Expert Choice | Лекции | 6 | 2 | ПК-31, ПК-32 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-31, ПК-32 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Работа над индивидуально-групповым проектом | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-31, ПК-32 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 6 | 46 | ПК-31, ПК-32 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дубина И.Н. | Основы математического моделирования социально-экономических процессов: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/AE81649F-D411-4FF5-8733-614106E0D831. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дубина И.Н. | Математико-статистические методы в эмпирических социально-экономических исследованиях: | «Финансы и статистика», 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Образовательный портал «Экономика, Социология, Менеджмент: Методы сбора и анализа социологических данных». http://ecsocman.edu.ru/db/sect/124/36.html | |||
Э2 | 2. Сайт В.С. Аванесова. http://testolog.narod.ru | |||
Э3 | 3. Социологические исследования. http://ecsocman.edu.ru/socis/ | |||
Э4 | 4. Социология и маркетинг в сети. http://socionet.narod.ru/stat.html | |||
Э5 | 5. Социология: методология, методы, математические модели. http://www.nir.ru/socio/scipubl/4M.htm | |||
Э6 | 6. Статистика и обработка данных в психологии. http://psyfactor.org/lib/ | |||
Э7 | 7. Статистические методы. Сайт А.И. Орлова. http://orlovs.pp.ru/stat.php | |||
Э8 | 8. Центр маркетинга и информационного менеджмента РГГУ. Словарь терминов. http://marketing.rsuh.ru | |||
Э9 | 9. Экономика и математические методы. http://www.cemi.rssi.ru/emm/ | |||
Э10 | 10. Cumulative Item Response Theory Models. | |||
Э11 | http://www.education.umd.edu/Depts/EDMS/tutorials/CIRT.html | |||
Э12 | 11. Expert Choice. www.expertchoice.com | |||
Э13 | 12. Exponenta.ru. Образовательный математический сайт. http://www.exponenta.ru/SOFT/STATIST/STATIST.asp | |||
Э14 | 13. Institute for Objective Measurement. http://www.rasch.org | |||
Э15 | 14. Palisade Decision Tools. www.palisade.com | |||
Э16 | 15. StatSoft Russia. www.statsoft.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: 1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/. Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
103С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц |
Учебный материал курса разбит на разделы и темы, изучение которых ориентировано на формирование компетенций, необходимых в профессиональной деятельности экономиста. Изучение курса предусматривает проведение лекционных и практических занятий. По каждой теме студент должен выполнить практические задания и подготовить ответы на ряд теоретических вопросов. На практическом занятии проверяется выполнение практических заданий и обсуждается их решение. По итогам занятия отмечается результативность работы каждого студента (текущий контроль), которая затем учитывается при формировании итоговой оценки по курсу. К зачету по курсу допускаются студенты, выполнившие все практические задания. Для успешного освоения курса рекомендуется следующая последовательность подготовки к занятиям, в т.ч. в формате дистанционного обучения: - посмотреть презентации лекций и учебные материалы по всем темам курса, - посмотреть интерактивные лекции и видеолекции по отдельным темам, - ознакомиться с практическими и тестовыми заданиями,программным обеспечением по курсу,ссылками на полезные ресурсы, - посмотреть глоссарий (словарь базовых терминов), - посмотреть дополнительные материалы, изучение которых поможет вам лучше понять методологию и инструментарий статистического прогнозирования в сфере экономической безопасности. |