Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 21 | 21 | 21 | 21 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.полит.н., профессор Я.Ю. Шашкова
1.1. | овладение студентами категориальным аппаратом теории лидерства, раскрыть роль таких групп в политическом процесс, как политические лидеры, показать место политических лидеров в цивилизационном процессе России и мира, познакомить студентов с одним из разделов политической науки |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07.02 |
ОПК-9 | способностью давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам, выявляя их связь с экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с объективными тенденциями и закономерностями развития политической системы в целом |
ПК-3 | владением методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок, составления библиографических обзоров, рефератов, разделов научно-аналитических отчетов по результатам научно-теоретической и эмпирической исследовательской работы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные теории лидерства и методологии его анализа; сущность политического лидера, их виды и способы отбора. Особенности политических лидеров России на разных этапах исторического развития страны; основные проблемы политического лидерства, тенденции его формирования; о российских традициях в области лидерообразования. Детерминанты политического лидерства. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Характеризовать и анализировать особенности политического лидерства в контексте социально-экономических, политических, культурно-исторических и других условий российского социума; зарубежный и российский опыт в области отбора и функционирования политических лидеров; применять методики политологического и политико-психологического анализа при изучении политических лидеров в РФ. Анализировать и давать оценку особенностям политических лидеров. Характеризовать и оценивать политические портреты современных российских лидеров. Выявлять основные проблемы политического лидерства. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками анализа политического лидерства в контексте социально-экономических, политических, культурно-исторических и других условий российского социума; сравнения и сопоставления зарубежного и российского опыта в области отбора и функционирования политических лидеров; методиками политологического и политико-психологического анализа при изучении политических лидеров в РФ. Навыками анализа и оценки особенностей политических лидеров. Навыком оценки политических портретов современных российских лидеров; выявления основных проблем политического лидерства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие «лидер» в современном научном дискурсе | ||||||
1.1. | Основные направления теории лидерства | Лекции | 7 | 4 | ОПК-9, ПК-3 | Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Основные направления теории лидерства | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-9, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Лидерство и демократия | Лекции | 7 | 2 | ОПК-9 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Лидерство и демократия | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-9 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Смена и рекрутирование лидеров | Лекции | 7 | 2 | ОПК-9, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Смена и рекрутирование лидеров | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-9, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Структура и механизмы функционирования политических лидеров в современной России | Практические | 7 | 4 | ОПК-9, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Структура и механизмы функционирования политических лидеров в современной России | Сам. работа | 7 | 3 | ОПК-9, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Региональные лидеры в политическом процессе России. | Практические | 7 | 2 | ОПК-9, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.10. | Региональные лидеры в политическом процессе России. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-9, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.11. | Лидеры и политическое управление | Практические | 7 | 2 | ОПК-9, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.12. | Политические системы и лидеры новых независимых государств: основные модели и типы | Практические | 7 | 2 | ОПК-9, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.13. | Политические системы и лидеры новых независимых государств: основные модели и типы | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-9, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.14. | Психология лидеров | Практические | 7 | 2 | ОПК-9, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.15. | Психология лидеров | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-9, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.16. | Типология лидеров в современной России | Практические | 7 | 2 | ОПК-9, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.17. | Типология лидеров в современной России | Сам. работа | 7 | 2 | ОПК-9, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.18. | Экзамен | 7 | 27 | ОПК-9, ПК-3 | Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к экзамену |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Р.Т. Мухаев | Политология: конспект лекций: | М.: Проспект, 2013 | |
Л1.2 | Спивак В.А. | ЛИДЕРСТВО. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Бендас, Т. В. | Психология лидерства : учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2017 | https://www.biblio-online.ru/book/5ADD8274-EC5C-450A-9D65-E52EDA0E12AC |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ильин В.А. | ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Отв. ред. В.Д. Перевалов | Политология : учебник | М.: Норма; Инфра-М, 2013 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС Юрайт | biblio-online.ru | ||
Э2 | научная электронная библиотека, содержащая рефераты и полные тексты научных статей и публикаций | elibrary.ru | ||
Э3 | электронный каталог библиотеки АлтГУ | www.lib.asu.ru | ||
Э4 | электронный каталог Российской государственной библиотеки | www.rsl.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Аудиторные занятия со студентами по дисциплине «Политическое лидерство в современной России» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенты знакомятся с методологическими основами исследования политического лидерства; информацией о его структуре, функциях, уровнях и месте в политическом процессе. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к промежуточному контролю. Практические занятия по дисциплине «Политическое лидерство в современной России» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме учебные знания и навыки, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса. При подготовке к практическому занятию студенты должны ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться, и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить план ответов на вопросы занятия. Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. При изучении курса особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященных рассмотрению тем "Основные направления теории лидерства", "Психология лидеров", т.к. в данных темах раскрываются основные методологические подходы к анализу политического лидерства. При выполнении практических заданий посвященных анализу политического лидерства следует особое внимание уделять его социально-экономическим, политическим, культурно-историческим и другие факторам. По результатам изучения дисциплины студенты должны научиться комплексно анализировать политическое лидерство, используя для этого методы и методологию политической науки, а так же стремиться использовать полученные знания и навыки в профессиональной деятельности. Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. С целью более глубокого усвоения изучаемой дисциплины, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендуемой литературой, выполнение практических заданий, подготовку к экзамену. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студенту следует обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций. |