Закреплена за кафедрой | Кафедра информационной безопасности |
---|---|
Направление подготовки | 10.04.01. Информационная безопасность |
Профиль | Информационная безопасность автоматизированных систем |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 10_04_01_ИБ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 99 | 99 | 99 | 99 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информационной безопасности
Протокол от 05.06.2019 г. № 10-2018/19
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Специальные разделы физики» является: сформировать необходимый минимум специальных теоретических и практических знаний, которые позволят ориентироваться в научно-технической информации, использовать физические законы и результаты физических открытий в области обеспечения информационной безопасности. Для достижения цели необходимо: - сформировать основы научного мышления, а именно, понимание границ применимости физических понятий и теорий, умение оценивать степень достоверности результатов теоретических и экспериментальных исследований; - ознакомить с техникой современного физического эксперимента, научить работать с современными средствами измерений, а также использовать вычислительную технику при расчетах и обработке экспериментальных данных. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | способностью к самостоятельному обучению и применению новых методов исследования профессиональной деятельности |
ПК-15 | способностью организовать выполнение работ по вводу в эксплуатацию систем и средств обеспечения информационной безопасности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | физические основы образования технических каналов утечки информации; физические основы функционирования технических средств и систем обработки и передачи информации; основные принципы организации научно-исследовательских и проектных работ; технические каналы утечки информации, возможности технических разведок, способы и средства защиты информации от утечки по техническим каналам, методы и средства контроля эффективности технической защиты информации; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать физические эффекты для обеспечения технической защиты информации; применять на практике методы физики при исследовании технических каналов утечки информации; самостоятельно анализировать результаты исследований и делать соответствующие выводы; осуществлять выбор функциональной структуры системы обеспечения информационной безопасности; организовывать работы по совершенствованию, модернизации и унификации технологий обеспечения информационной безопасности; анализировать и оценивать угрозы информационной безопасности объекта, оценивать и разрабатывать мероприятия по повышению уровня технической защиты информации; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами проведения физического эксперимента при выявлении технических каналов утечки информации; четко формулировать свои мысли и доносить их до собеседника; способностью организовать и сплотить рабочую группу для проведения научно-исследовательских или проектных работ; методами технической защиты информации; методами расчета и инструментального контроля показателей технической защиты информации; методикой выявления и оценки источников, способов и результатов дестабилизирующего воздействия на информацию; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Колебательные системы | ||||||
1.1. | Периодические и гармонические колебания. Колебательная система без потерь. Колебательная система с потерями. Вынужденные колебания. | Лекции | 1 | 4 | ОПК-2 | Л1.1 |
1.2. | Изучение спектра периодических сигналов с помощью цифрового осциллографа | Лабораторные | 1 | 6 | ОПК-2 | Л1.1 |
1.3. | Колебательная система с потерями. Вынужденные колебания. | Сам. работа | 1 | 14 | ОПК-2 | Л1.1 |
Раздел 2. Преобразование Лапласа | ||||||
2.1. | Прямое и обратное преобразование Лапласа. Передаточная функция устройства | Лекции | 1 | 4 | ОПК-2 | Л1.1 |
2.2. | Изучение переходных характеристик электрических цепей | Лабораторные | 1 | 8 | ОПК-2 | Л1.1 |
2.3. | Методы расчета переходных характеристик электрических фильтров второго порядка | Сам. работа | 1 | 15 | ОПК-2 | Л1.1 |
Раздел 3. Применение метода электроакустических аналогий для расчета низкочастотных акустических аналогий | ||||||
3.1. | Метод электромеханических аналогий. Акустическая масса и проводимость. Акустическая податливость элементов звукопровода. Электрические, механические и акустические фильтры. | Лекции | 1 | 2 | ПК-15 | Л1.1 |
3.2. | Акустическая масса и проводимость. Акустическая податливость элементов звукопровода. | Сам. работа | 1 | 14 | ПК-15 | Л1.1 |
Раздел 4. Распространение упругих волн в различных средах | ||||||
4.1. | Основные уравнения. Волновое уравнение и его решение. Энергия упругих волн. Затухание упругих волн. Скорость звука в газах и жидкостях. | Лекции | 1 | 2 | ПК-15 | Л1.1 |
4.2. | Скорость звука в твердых телах | Лабораторные | 1 | 6 | ПК-15 | Л1.1 |
4.3. | Затухание упругих волн. Скорость звука в газах, жидкостях и твердых телах. | Сам. работа | 1 | 14 | ПК-15 | Л1.1 |
Раздел 5. Элементы акустики помещений | ||||||
5.1. | Основные понятия. Статическая теория реверберации. Характеристики акустических свойств помещений. Резонансные свойства замкнутого объема. | Лекции | 1 | 2 | ПК-15 | Л1.1 |
5.2. | Характеристики акустических свойств помещений. Резонансные свойства замкнутого объема. | Сам. работа | 1 | 14 | ПК-15 | Л1.1 |
Раздел 6. Передача информации с помощью электромагнитных волн | ||||||
6.1. | Основные уравнения. Энергия электромагнитной волны. Сигналы и помехи при радиоприеме. Помехоустойчивость различных видов модуляций. | Лекции | 1 | 2 | ПК-15 | Л1.1 |
6.2. | Помехоустойчивость различных видов модуляций. | Лабораторные | 1 | 8 | ПК-15 | Л1.1 |
6.3. | Сигналы и помехи при радиоприеме. Помехоустойчивость различных видов модуляций. | Сам. работа | 1 | 14 | ПК-15 | Л1.1 |
Раздел 7. Взаимодействие электромагнитных волн с проводниками и полупроводниками | ||||||
7.1. | Физические принципы работы селективных металлодетекторов. Физические принципы работы нелинейных локаторов. | Лекции | 1 | 2 | ПК-15 | Л1.1 |
7.2. | Расчет нормированного магнитного потока в длинном проводнике, находящемся внутри проходного датчика металлоискателя. Построение годографов для накладных датчиков металлоискателя. | Лабораторные | 1 | 8 | ПК-15 | Л1.1 |
7.3. | Расчет нормированного магнитного потока в длинном проводнике, находящемся внутри соленоида. | Сам. работа | 1 | 14 | ПК-15 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Черноуцан А. И. | Краткий курс физики: учебное пособие | Москва : Физматлит, 2002 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека. | |||
Э2 | www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека. | |||
Э3 | www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека. | |||
Э4 | www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека. | |||
Э5 | www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ». | |||
Э6 | www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана. | |||
Э7 | www.intuit.ru/ Образовательный сайт | |||
Э8 | www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы | |||
Э9 | www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы» | |||
Э10 | www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
001вК | склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032 |
410К | лаборатория в области электротехники, электроники и схемотех-ники, лаборатория физических методов защиты информации - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры Парус 945 MSI PDualCore E2140/512Mb+1024/HDD80Gb/DVD-ROM/LCD17" LG/KM – 11 шт.; учебно-лабораторные стенды – 5 шт.; Контрольно-измерительная аппаратура для измерения частотных свойств, форм и временных характеристик сигналов: осциллограф цифровой АСК-2062 – 5 шт.; Средства для измерения параметров электрических цепей: мультиметр АРРА 205 – 5 шт; Вольтметр 01202-50; Вольт-метр селективный В6-9. Средства гене-рирования сигналов: генератор GFG-8219 A Good Will Instrument Co, Ltd – 5 шт.; Генератор Г5-75; Генератор Г3-112; Генератор Г3-56; Вспомогательное оборудование: Источник питания АТН-1237; Стабилизатор 1202; Стабилизатор 3222 – 3 шт.; Компаратор напряжений Р3009; Усилитель мощности LV-103; Усилитель РУ4-29 – 2 шт.; Акустический комплект 01024; Микрофон МК-202 – 2 шт.; Капсуль МК-301 – 2 шт. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. - бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины; - обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений. Рекомендации по подготовке к лабораторным работам - руководствоваться графиком лабораторных работ РПД; - накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы; - на лабораторном занятии, выполнив разработку алгоритма и реализовав задание на языке высокого уровня, необходимо проанализировать окончательные результаты и убедится в их достоверности; - обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, реализация в опыте, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, результаты работы и выводы; - при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе, тренажерами программ на ЭВМ по отчету работ и компьютерным учебником. Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе - руководствоваться графиком самостоятельной работы; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - подготовку к экзамену необходимо проводить по экзаменационным теоретическим вопросам - при подготовке к экзамену параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию. |