МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прикладная математика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Журавлева В.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Вараксин С.В.

Рабочая программа дисциплины
Прикладная математика

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению 05.03.06 зарегистрирован в Минюсте России 11 августа 2016г. № 998

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, к.т.н. Хворова Л.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой профессор, к.т.н. Хворова Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знать основные понятия и роль методов прикладной математики в биологических исследованиях.
Уметь выбирать метод решения задач анализа экспериментальных данных и применять стандартные методы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 владением базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и роль методов прикладной математики в биологических исследованиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы линейной алгебры и статистики при решении прикладных задач биологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.построения зависимостей, анализа погрешностей и анализа данных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Прикладная математика
1.1. Введение. История математических методов в биологических исследованиях. Роль системного подхода и математического моделирования в биологии и экологии. Общая схема исследований при моделировании. Обзор прикладных математических методов Лекции 1 2 ОПК-1
1.2. Основы теории погрешностей. Источники погрешностей. Абсолютная и относительная погрешности. Значащие цифры. Особенности машинной арифметики. Дифференцирование функций. Производные элементарных функций. Частные производные функций многих переменных. Погрешности вычислений. Лекции 1 4 ОПК-1
1.3. Основы линейной алгебры. Матрицы и определители. Системы линейных уравнений. Правило Крамера. Лекции 1 4 ОПК-1
1.4. Методы анализа данных. Группировка одномерных данных. Характеристики статистических рядов данных. Анализ связи: корреляция. Проверка статистических гипотез. Факторный анализ и планирование экспериментов. Непараметрические критерии оценки различий признаков для несвязных выборок. Обоснование эффективности при испытании лекарственных препаратов: аспирин и инфаркты. Задачи классификации. Количественные методы автоматической классификации. Применение методов автоматической классификации для обоснования новых видов организмов Лекции 1 8 ОПК-1
1.5. Анализ зависимостей. Классификация моделей. Эмпирическое моделирование. МНК (линейный и нелинейный). Моделирование динамики численности популяций. Моделирование взаимодействия популяций. Модель «хищник-жертва» для изолированной экосистемы. Матричные популяционные модели. Модель динамики популяции белоплечего орлана. Моделирование регуляции физиологических процессов. Модель «роста-развития» растений Лекции 1 6 ОПК-1
1.6. Анализ рисков. Понятие экологического риска. Разновидности риска. Особенности принятия рискованных решений. Построение и анализ дерева решений. Количественные оценки рисков. Модель Коэна сокращения ожидаемой продолжительности жизни человека в результате действия вредных привычек, болезней и стихийных бедствий. Лекции 1 4 ОПК-1
1.7. Основы теории погрешностей Практические 1 2 ОПК-1
1.8. Основы линейной алгебры Практические 1 4 ОПК-1
1.9. Методы анализа данных Практические 1 4 ОПК-1
1.10. Анализ зависимостей Практические 1 4 ОПК-1
1.11. Анализ рисков Практические 1 2 ОПК-1
1.12. Основы теории погрешностей Сам. работа 1 8 ОПК-1
1.13. Основы линейной алгебры Сам. работа 1 10 ОПК-1
1.14. Методы анализа данных Сам. работа 1 24 ОПК-1
1.15. Анализ зависимостей Сам. работа 1 18 ОПК-1
1.16. Анализ рисков Сам. работа 1 4 ОПК-1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень контрольных заданий и вопросов приведен в ФОС.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает индивидуальные расчётные задания, задания для практических работ, задания в тестовой форме, вопросы к экзамену. Фонд оценочных средств представлен в учебно-методическом комплексе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
1. https://www.ieie.su/ – Портал ФГБУН Института экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. www.researcher.ru – Портал исследовательской деятельности учащихся
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
11.http://lib.febras.ru/katalog.htm – Центральная научная библиотека ДВО РАН
13.http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрен.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- систематически проверять свои знания по контрольным вопросам и тестам;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется:
- систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам;
- своевременно выполнять практические задания, подготавливать доклады или рефераты в соответствии с темами самостоятельной работы.