МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая клиника

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4, 5, 6, 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 18 18 18 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 18 18 18 18 18 18 18 18 72 72
Сам. работа 18 18 18 18 18 18 18 18 72 72
Итого 36 36 36 36 36 36 36 36 144 144

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Титаренко Е.П.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Юридическая клиника

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 15.06.2019 протокол № 8.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аничкин Е.С., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Аничкин Е.С., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины и деятельности юридической клиники является оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан и развитие, обучение и совершенствование профессиональной подготовки обучающихся юридического факультета АлтГУ по направлению подготовки «Юриспруденция».
Задачи дисциплины:
1. защита прав незащищенных категорий населения;
2. формирование моделей взаимодействия институтов общества и государства по оказанию правовой помощи социально незащищенным категориям населения;
3. выработка у обучающихся практических навыков профессиональной деятельности в процессе разрешения реальных правовых ситуаций;
4. осознание обучающимися социальной значимости профессии юриста
5. укрепление и развитие связи юридической науки и практики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
ПК-7 владением навыками подготовки юридических документов
ПК-15 способностью толковать нормативные правовые акты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК - 6: Значение и содержание юридической квалификации; знать основные этапы юридической квалификации.
ПК - 7: Теоретическое представление о видах процессуальных документов; Отличия процессуальных документов от иных видов.
ПК - 15: Основные юридические понятия и категории; Основные положения законодательства и иных нормативно-правовых актов,содержащих нормы, регламентирующие отдельный вид правоотношений.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК - 6: Выявлять факты и события, требующие правовой квалификации; Правильно определить круг нормативно-правовых актов, нормы, которых распространяются на подобные ситуации
ПК - 7: Определять части процессуальных документов; Определять объект обжалования.
ПК - 15: Оперировать правовыми понятиями и категориями; Анализировать, толковать и правильно применять нормы, регламентирующие отдельный вид правоотношений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК - 6: Навыками составления обращений, запросов в государственные и иные органы.
ПК - 7: Первоначальными навыками юридически правильной квалификации фактов; Первоначальными навыками юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств.
ПК - 15: Необходимыми терминами и инструментарием, навыками анализа юридических фактов и возникающих в связи с ними отношений; Навыками анализа и толкования норм права, а также правоприменительной и правоохранительной практики, навыками составления юридических документов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Консультирование граждан
1.1. Консультирование граждан Практические 4 18 ПК-6, ПК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Подготовка ответа на вопросы граждан, подготовка письменных ответов, подготовка процессуальных документов Сам. работа 4 18 ПК-6, ПК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Консультирование граждан
2.1. Консультирование граждан Практические 5 18 ПК-6, ПК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Подготовка ответа на вопросы граждан, подготовка письменных ответов, подготовка процессуальных документов Сам. работа 5 18 ПК-6, ПК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Консультирование граждан
3.1. Консультирование граждан Практические 6 18 ПК-6, ПК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Подготовка ответа на вопросы граждан, подготовка письменных ответов, подготовка процессуальных документов Сам. работа 6 18 ПК-6, ПК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Консультирование граждан
4.1. Консультирование граждан Практические 7 18 ПК-6, ПК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Подготовка ответа на вопросы граждан, подготовка письменных ответов, подготовка процессуальных документов Сам. работа 7 18 ПК-6, ПК-7, ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплены в приложении к программе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. Ю. Лебедев. Лебедев, М. Ю. Гражданский процесс [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата : учебник для академического бакалавриата , Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/8EDB9779-1BC9-453E-AB21-929AE9A53341
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ярков, В.В Ярков, В.В. Гражданский процесс [Электронный ресурс] : учебник: учебник , Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/58142
Л2.2 под ред. М.А. Фокиной. Курс доказательственного права: Гражданский процесс. Арбитражный процесс : учебник , http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=449275
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Российской газеты www.rg.ru, сайт Верховного суда РФ http://www.supcourt.ru, сайт Высшего арбитражного суда РФ http://www.arbitr.ru и др.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Согласно учебному плану, изучение дисциплины завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». Оценка «зачтено» проставляется студенту, активно участвовавшему в рассмотрении теоретических вопросов, решении задач и прошедшему тестирование на оценку «удовлетворительно» и выше.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут . Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.