МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные концепции экономической мысли

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Воробьев С.П.;кандидат экономических наук, доцент, Шутова Н.А.

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, профессор, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Современные концепции экономической мысли

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор социологических наук, профессор А.Я. Троцковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой доктор социологических наук, профессор А.Я. Троцковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить с основными особенностями ведущих школ и направлений современной экономической теории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.15

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ПК-1 владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные закономерности функционирования современной экономики и ведущие школы и направления экономической теории;
- этапы становления экономической науки;
- основные идеи главных направлений современной экономической мысли (марксизма, австрийской школы, неоклассического направления: кембриджской, лозаннской школ, американского монетаризма, «новой классики»; кейнсианства, институционализма и эволюционной экономики;
- характер и многообразие современного экономического знания, его взаимосвязи с экономической политикой, идеологическими доктринами и национальными культурами;
- связь между предпосылками различных экономических теорий, мерой точности их выводов и областью применимости.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
- ясно формулировать собственную позицию по важнейшим дискуссионным вопросам экономической теории, осознавать идейно-теоретические предпосылки своей позиции;
- ориентироваться в современных теоретических и политических дискуссиях, определять место приводимых концепций в структуре основных школ и направлений экономической мысли;
- оценивать экономические идеи и политэкономические доктрины с учётом социально-экономических процессов и явлений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыки методологических подходов к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;
- навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений экономической мысли;
- навыками анализа и интерпретации данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, способствующих выявлению изменения социально-экономических показателей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические и институциональные основы СКЭМ
1.1. Основные факторы социально-экономического развития человечества после Второй мировой войны (развертывание современной научно-технической революции; противостояние систем капитализма и социализма; крушение колониальных систем развитых стран). Лекции 5 2 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные факторы социально-экономического развития человечества после Второй мировой войны (развертывание современной научно-технической революции; противостояние систем капитализма и социализма; крушение колониальных систем развитых стран). Практические 5 0 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Основные факторы социально-экономического развития человечества после Второй мировой войны (развертывание современной научно-технической революции; противостояние систем капитализма и социализма; крушение колониальных систем развитых стран). Сам. работа 5 14 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Эволюция методологии экономического анализа в послевоенное время. Лекции 5 1 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Эволюция методологии экономического анализа в послевоенное время. Практические 5 0 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Эволюция методологии экономического анализа в послевоенное время. Сам. работа 5 10 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Единство и многообразие современной экономической теории (основное течение и альтернативы; специализация отдельных направлений; институциональные факторы, определяющие структуру СКЭМ). Лекции 5 0 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Единство и многообразие современной экономической теории (основное течение и альтернативы; специализация отдельных направлений; институциональные факторы, определяющие структуру СКЭМ). Практические 5 1 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Единство и многообразие современной экономической теории (основное течение и альтернативы; специализация отдельных направлений; институциональные факторы, определяющие структуру СКЭМ). Сам. работа 5 11 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Формирование и эволюция основных направлений и школ современной экономической мысли
2.1. Неоклассическое (неолиберальное) направление: Ф.Хайек и неоавстрийская школа: модели экономического роста; американский монетаризм; теория «экономики предложения»; «новая классика» и концепция «рациональных ожиданий»; эволюция микроэкономического анализа на рубеже ХХ и ХХ1 веков. Лекции 5 0 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Неоклассическое (неолиберальное) направление: Ф.Хайек и неоавстрийская школа: модели экономического роста; американский монетаризм; теория «экономики предложения»; «новая классика» и концепция «рациональных ожиданий»; эволюция микроэкономического анализа на рубеже ХХ и ХХ1 веков. Практические 5 1 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Неоклассическое (неолиберальное) направление: Ф.Хайек и неоавстрийская школа: модели экономического роста; американский монетаризм; теория «экономики предложения»; «новая классика» и концепция «рациональных ожиданий»; эволюция микроэкономического анализа на рубеже ХХ и ХХ1 веков. Сам. работа 5 16 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Основные направления современного кейнсианства: теории экономического роста и неокейнсианство; «неоклассический синтез»; посткейнсианство; «монетарное» кейнсианство. Лекции 5 1 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Основные направления современного кейнсианства: теории экономического роста и неокейнсианство; «неоклассический синтез»; посткейнсианство; «монетарное» кейнсианство. Практические 5 1 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Основные направления современного кейнсианства: теории экономического роста и неокейнсианство; «неоклассический синтез»; посткейнсианство; «монетарное» кейнсианство. Сам. работа 5 12 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Эволюционная и поведенческая экономическая теория: Й. Шумпетер о роли инноваций в экономическом развитии; основные направления и дискуссионные вопросы эволюционной экономики; поведенческая теория фирмы и потребления. Лекции 5 1 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Эволюционная и поведенческая экономическая теория: Й. Шумпетер о роли инноваций в экономическом развитии; основные направления и дискуссионные вопросы эволюционной экономики; поведенческая теория фирмы и потребления. Практические 5 1 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Основные течения послевоенного институционализма: соотношение «старого» и «нового» институционализма; теории трансакционных издержек и прав собственности; теория экономических организаций и экономики права; теория общественного выбора; «экономический империализм». Лекции 5 0 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Эволюционная и поведенческая экономическая теория: Й. Шумпетер о роли инноваций в экономическом развитии; основные направления и дискуссионные вопросы эволюционной экономики; поведенческая теория фирмы и потребления. Сам. работа 5 2 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Основные течения послевоенного институционализма: соотношение «старого» и «нового» институционализма; теории трансакционных издержек и прав собственности; теория экономических организаций и экономики права; теория общественного выбора; «экономический империализм». Сам. работа 5 12 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Основные течения послевоенного институционализма: соотношение «старого» и «нового» институционализма; теории трансакционных издержек и прав собственности; теория экономических организаций и экономики права; теория общественного выбора; «экономический империализм». Практические 5 1 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Современные концепции трансформации капитализма Лекции 5 1 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.14. Современные концепции трансформации капитализма Практические 5 1 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.15. Современные концепции трансформации капитализма Сам. работа 5 10 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.16. Экзамен 5 9 ОК-4, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС приведен в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

ФОС приведен в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС приведен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Иваницкий, В. Л. Современные концепции экономической мысли: учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 под ред. С. А. Толкачева История экономических учений : учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Благих И. А., Дубянский А. Н. ; Под ред. Дубянского А.Н. ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - http://gallery.economics.ru
Э2 - http : // cepa. Newschool. Edu/ het
Э3 - http: // w.w.w. ecn. Bris. Ac.uk/het/index.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.
При изучение дисциплины обучающимися используются следующие информационные технологии и инновационные методы:
- ресурсы электронной библиотечной системы:
- СПС «Консультант+»;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме.