МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Разработка информационных систем управления финансами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в управлении финансами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИвУФ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 18 18 18 18
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., Доцент, Поддубнова С.А.

Рецензент(ы):
к.физ-мат.н., доцент, Трошкина Г.Н.

Рабочая программа дисциплины
Разработка информационных систем управления финансами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.10.2014г. №1404)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика: Прикладная информатика в управлении финансами
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.т.н., профессор В.И. Псарев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д.т.н., профессор В.И. Псарев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины – понять особенности использования информационных систем в финансовой области, изучить информационные системы для финансовых рынков, включая торговые терминалы; изучить методы представления, хранения, обработки и передачи финансовой информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью формализовывать задачи прикладной области, при решении которых возникает необходимость использования количественных и качественных оценок
ПК-8 способностью анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования
ПК-14 способностью принимать эффективные проектные решения в условиях неопределенности и риска
ПК-15 способностью формировать стратегию информатизации прикладных процессов и создания прикладных ИС в соответствии со стратегией развития предприятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методику оценивания эффективности инвестиций с использованием ценных бумаг; теоретические основы и практические рекомендации по использованию методов анализа, оценки, идентификации и управления рисками; графический и индикаторный метод анализа биржевых рынков, основные торговые системы и применяемые на практике методики (алгоритмы) их реализации, структуру построения торговой системы; особенности практического использования пользовательского терминала информационно - торговой системы “MetaTrader”, особенности встроенного языка программирования MetaQuotes Language 4 торговых стратегий
3.2.Уметь:
3.2.1. использовать оценочные методы фундаментального анализа, а также графические, индикаторные и регрессионные приёмы технического анализа при решении практических задач управления ценными бумагами и инвестиционным портфелем, применять современное программное обеспечение и быстро аптироваться к новому, учитывать рисковую составляющую инвестиционных решений; применять типовые действия по руководству и управлению организацией в отношении риска, внедрять набор элементов системы менеджмента организации в отношении менеджмента риска; выбирать известные / разрабатывать и отлаживать эффективные алгоритмы и программы с использованием средств программирования информационно - торговой системы “MetaTrader”; работать с
пользовательским терминалом информационно - торговой системы “MetaTrader”, в частности совершать торговые операции, осуществлять тестирование и оптимизацию торговых систем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения общего процесса анализа риска и оценивания риска, навыками систематического использования информации для определения источников и количественной оценки риска, навыками проведения процесса нахождения, составления перечня и описания элементов риска, навыками проведения процесса сравнения количественно оцененного риска с данными критериями риска для определения значимости риска.
навыками работы с пользовательским терминалом информационно -торговой системы “MetaTrader”, навыками программирования торговых стратегий с использованием встроенного языка MetaQuotes Language 4

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Финансовые информационные системы. Стандарты ИС. Интерфейсы ИС. Архитектура ИС.
1.1. Финансовые информационные системы. Стандарты ИС. Интерфейсы ИС. Архитектура ИС. Лекции 3 4 Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1
1.2. Финансовые информационные системы. Стандарты ИС. Интерфейсы ИС. Архитектура ИС. Лабораторные 3 2 Л2.3, Л1.3, Л1.1
1.3. Клиет-серверная архитектура.Web-технологии.Корпоративные ИС. Лекции 3 4 Л2.3, Л1.3, Л1.1
1.4. Клиет-серверная архитектура.Web-технологии.Корпоративные ИС. Лабораторные 3 2 Л2.3, Л1.3, Л1.1
1.5. Финансовые информационные системы. Стандарты ИС. Интерфейсы ИС. Архитектура ИС. Сам. работа 3 20 Л2.3, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Информационные системы фондового рынка
2.1. Фондовый рынок. Валютный рынок. Биржевая информация. Финансовые инструменты. Биржевые индексы. Фьючерсы. Лекции 3 4 Л2.3, Л2.1, Л1.2
2.2. Практическая торговля на учебном счете. Лабораторные 3 2 Л2.3, Л2.1, Л1.2
2.3. Среда программирования MQL4. Скрипты Лабораторные 3 4 Л2.3, Л2.1, Л1.2
2.4. Среда программирования MQL4. Пользовательские индикаторы Лабораторные 3 4 Л2.3, Л2.1, Л1.2
2.5. Среда программирования MQL4. Эксперты Лабораторные 3 4 Л2.3, Л2.1, Л1.2
2.6. Среда программирования MQL4. Сам. работа 3 44 Л2.3, Л2.1, Л1.2
2.7. Подготовка к зачету Сам. работа 3 14 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.М. Вдовин, Л.Е. Сурков Информационные технологии в финансово-банковской сфере: М.: Дашков и Ко // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014
Л1.2 Белова Е. В. , Окороков Д. К. Технический анализ финансовых рынков: Учебное пособие М.: ИНФРА-М, 2006 biblioclub.ru
Л1.3 Золотов С.Ю. Проектирование информационных систем: Учебное пособие Томск: Эль Контент // ЭБС "ONLINE", 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Берзон Н.И. Фондовый рынок.: Учебник М.: Вита-Пресс,, 2009
Л2.2 А.А. Канке, И.П. Кошевая Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебник М.:ИНФРА-М , 2013
Л2.3 Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учеб. пособие Юрайт, 2012 bgkpsm.belstu.by
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.metaquotes.ru
Э2 www.alpari.org/
Э3 www.mql4.com/ru/
Э4 www.intuit.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1С:Предприятие 8.3, учебная версия
Metatrader
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1С:Предприятие 8.3, учебная версия
СПС Гарант (http://www.garant.ru)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.