Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_02_СР-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 33 | 33 | 33 | 33 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц.н., доцент
1.1. | Овладение студентами теоретическими знаниями и некоторыми практическими навыками в сфере социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. Задачи: -изучить подходы к пониманию и определению инвалидности в разные культурно-исторические эпохи; -сформировать представление об основных теоретических подходах к социальной работе с инвалидами; -выработать представление об основных аспектах организации и планирования мер социальной политики в отношении людей с ограниченными возможностями, формах и технологиях работы с данной категорией населения; -способствовать применению студентами на практике теоретических знаний и результатов научных исследований рефлексивной социальной работы при планировании и оказании услуг данной категории населения; -научить студентов исследовать современные тенденции развития социальной работы с инвалидами. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05.02 |
ПК-2 | способностью к выбору, разработке и эффективной реализации социальных технологий социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты |
ПК-3 | способностью предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия курса, подходы к пониманию и определению инвалидности, модели инвалидности; онормативно-правовые основы социальной защиты людей с инвалидностью; систему социальной защиты людей с ограниченными возможностями в регионе |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять и анализировать потребности людей с ограниченными возможностями в контексте основных моделей инвалидности; определять эффективные меры социальной защиты людей с ограниченными возможностями с целью улучшения условий их жизнедеятельности и расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками исследования потребностей людей с ограниченными возможностями в мерах социальной защиты в контексте основных моделей инвалидности; навыками предоставления мер социальной защиты людям с ограниченными возможностями с целью улучшения условий их жизнедеятельности и расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Природа инвалидности. | ||||||
1.1. | Введение в курс. Понимание проблемы инвалидности в современном обществе. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Понимание проблемы инвалидности в современном обществе. | Практические | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Проблема инвалидности в современном обществе. | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Различные подходы к пониманию и определению инвалидности в истории общества и культуры. | Практические | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Периодизация эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Инвалидность через историческую призму отношения к здоровью и болезни. | Лекции | 7 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Модели инвалидности. | Практические | 7 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Модели инвалидности. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Влияние категорий класса, национальности, пола на восприятие и понимание инвалидности. | Лекции | 7 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Современные представления об инвалидности в России и за рубежом. | Практические | 7 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Современные представления об инвалидности. | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Основы социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. | ||||||
2.1. | Нормативно-правовой контекст инвалидности: история и современность. | Лекции | 7 | 4 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Реализация людьми с инвалидностью основных конституционных прав в РФ. | Практические | 7 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Социальная политика в отношении людей с инвалидностью. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Социальное обслуживание людей с инвалидностью. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Социальное обслуживание людей с инвалидностью. | Практические | 7 | 8 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Реабилитация людей с нарушениями развития. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Технологии социальной работы с людьми с ограниченными вохможностями. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Философия независимой жизни инвалидов. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Независимая жизнь людей с инвалидностью. | Практические | 7 | 8 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Концепция независимой жизни инвалидов. | Сам. работа | 7 | 5 | ПК-2, ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бегидов М.В., Бегидова Т.П. | СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бегидова Т.П. | СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2021 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.rost.ru/ (Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике) | |||
Э2 | http://www.fond-detyam.ru/ (Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) | |||
Э3 | http://www.aksp.ru (Главное Управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне) | |||
Э4 | http://www.perspektiva-inva.ru/ (Российская общественная организация инвалидов «Перспектива») | |||
Э5 | http://www.vera-i-svet.ru/ (Сайт движения «Вера и Свет») | |||
Э6 | Справочно-поисковая система «Консультант плюс» или «Гарант». | |||
Э7 | Курс в Moodle «Социальная защита людей с ограниченными возможностями» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
В компьютерном классе должны быть установлены справочно-поисковая система «Консультант плюс» (или «Гарант»), средства MS Office (Word, Excel, PowerPoint). Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, выполнить все практические задания, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.). Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала. 3. Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия. Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии). На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте расмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Выполнение заданий для самостоятельной работы необходимо для успешного освоения курса. |