МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и технология научно-исследовательской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в управлении финансами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИвУФ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р экон.наук, профессор, Лобова Светлана Владиславльевна

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Методология и технология научно-исследовательской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Троцковский Александр Яковлевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 04.07.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой Троцковский Александр Яковлевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать магистранту широкую панораму методологических принципов и подходов к организации научно-аналитической деятельности, раскрыть роль методов в получении достоверного научного результата, научить пользоваться технологиями и инструментарием получения научного знания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
ОПК-1 Способен самостоятельно приобретать, развивать и применять математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания для решения нестандартных задач, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте;
ОПК-3 Способен анализировать профессиональную информацию, выделять в ней главное, структурировать, оформлять и представлять в виде аналитических обзоров с обоснованными выводами и рекомендациями;
ОПК-4 Способен применять на практике новые научные принципы и методы исследований;
ОПК-6 Способен исследовать современные проблемы и методы прикладной информатики и развития информационного общества;
ОПК-7 Способен использовать методы научных исследований и математического моделирования в области проектирования и управления информационными системами;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные направления и концепции научных исследований,

- методологию и методы проведения получения нового знания.
3.2.Уметь:
3.2.1.- обобщать, интерпретировать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями;

- применять методы поиска, обработки научно-аналитической информации и системный подход к написанию исследовательских работ по финансовой и экономической тематикам;

- готовить публикации, проводить презентации своего исследования и практических предложений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- пакетами прикладных программ для решения задач моделирования;

- навыками самостоятельной исследовательской работы;

- навыками и стандартами академического исследования и подготовки отчетов, т. е. владеть культурой критического мышления, навыками к обобщению, анализу, восприятию научно-аналитической информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. История организации и управления научными исследованиями. Классификация отраслей науки в контексте научных исследований. Лекции 1 2 УК-1, УК-3, УК-6 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. История организации и управления научными исследованиями. Классификация отраслей науки в контексте научных исследований. Практические 1 2 УК-1, УК-3, УК-6 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. История организации и управления научными исследованиями. Классификация отраслей науки в контексте научных исследований. Сам. работа 1 10 УК-1, УК-3, УК-6 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.4. Признаки и характеристики научного исследования. Научные школы. Объект и предмет научного исследования. Лекции 1 2 УК-1, УК-3, УК-6 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.5. Признаки и характеристики научного исследования. Научные школы. Объект и предмет научного исследования. Практические 1 4 УК-1, УК-3, УК-6 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.6. Признаки и характеристики научного исследования. Научные школы. Объект и предмет научного исследования. Сам. работа 1 12 УК-1, УК-3, УК-6 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.7. Актуальность научного исследования. Значение результатов для теории и практики. Проблемы, цели, задачи научно-исследовательской работы. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-3 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.8. Актуальность научного исследования. Значение результатов для теории и практики. Проблемы, цели, задачи научно-исследовательской работы. Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-3 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.9. Актуальность научного исследования. Значение результатов для теории и практики. Проблемы, цели, задачи научно-исследовательской работы. Сам. работа 1 12 ОПК-1, ОПК-3 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.10. Технологии информационного поиска. Виды научной информации. Требования к научной информации. Верификация научной информации. Лекции 1 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6, ОПК-7 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.11. Технологии информационного поиска. Виды научной информации. Требования к научной информации. Верификация научной информации. Практические 1 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6, ОПК-7 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.12. Технологии информационного поиска. Виды научной информации. Требования к научной информации. Верификация научной информации. Сам. работа 1 14 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6, ОПК-7 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.13. Типы научной рациональности. Методы научного исследования Интерпретация результатов научных исследований. Научные публикации и конференции. Лекции 1 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6, ОПК-7 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.14. Типы научной рациональности. Методы научного исследования Интерпретация результатов научных исследований. Научные публикации и конференции. Практические 1 4 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6, ОПК-7 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.15. Типы научной рациональности. Методы научного исследования Интерпретация результатов научных исследований. Научные публикации и конференции. Сам. работа 1 12 ОПК-3, ОПК-4, ОПК-6, ОПК-7 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.16. Научные выводы. Фальсификация научных теорий. Типы научных фальсификаций. Концептуальные знания. Лекции 1 2 УК-1 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.17. Научные выводы. Фальсификация научных теорий. Типы научных фальсификаций. Концептуальные знания. Практические 1 2 УК-1 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.18. Научные выводы. Фальсификация научных теорий. Типы научных фальсификаций. Концептуальные знания. Сам. работа 1 12 УК-1 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.Д. Бабаев Как подготовить и успешно защитить диссертацию по экономическим наукам: научно-метод. пособие М.: Дашков и К , 2011
Л1.2 Блинов, В. И. Методика преподавания в высшей школе : М. : Издательство Юрайт. ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A1E6B8CD-62CE-4252-BC77-27E8DE193E28.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.Ю.Татаркина Подготовка магистерских диссертаций: Изд-во Алт. гос. тех. ун-та, 2011
Л2.2 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 biblioclub.ru
Л2.3 Ф.С. Веселков Первая в мире методика диссертационного исследований третьего поколения: учебно пособие СПб.: Изд-во МИРС, 2008
Л2.4 И.Н. Кузнецов Диссертационные работы: методика подготовки и оформления : учебно-метод. пособие М.: Дашков и К , 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.
Основной целью лекционных занятий является формирование у обучающихся системы компетенций по основным теоретическим аспектам.

Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на тестовые задания;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.