МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Поведенческая экономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильЭкономика безопасности в АПК
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_ЭБ в АПК-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд. экон. наук, доцент, Обиремко С.И.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, профессор , Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Поведенческая экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 ЭКОНОМИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №321)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р социол.наук, профессор А.Я.Троцковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р социол.наук, профессор А.Я.Троцковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся навыков, позволяющих им учитывать поведенческие факторы в различных аспектах анализа рынков и деятельности компаний, а также отслеживать механизмы формирования этих факторов в поведении человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и инструментарий поведенческой экономической теории; возможности различных направлений современной поведенческой экономики и решаемые ими задачи
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать стратегии поведения микроэкономических агентов для различных рыночных ситуаций
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки стратегии поведения микроэкономических агентов для различных рыночных ситуаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение в поведенческую теорию Лекции 2 0 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.2. Предмет и метод Практические 2 0 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.3. Предмет и метод Сам. работа 2 0 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.4. Предпочтения с точками отсчета Лекции 2 0 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.5. Предпочтения Сам. работа 2 0 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.6. Социальные предпочтения Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.7. Социальные предпочтения Практические 2 0 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.8. Социальные предпочтения Сам. работа 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.9. Просоциальное поведение Лекции 2 0 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.10. Просоциальное поведение Сам. работа 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
1.11. Типы экономических систем Практические 2 0 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Экономическое поведение
2.1. Теория рынка Лекции 2 0 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
2.2. Теория рынка Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
2.3. Теория рынка Сам. работа 2 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
2.4. Теория потребительского поведения Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
2.5. Теория потребления Практические 2 0 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
2.6. Теория потребления Сам. работа 2 8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
2.7. Поведенческая теория ирмы Лекции 2 0 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
2.8. Теория фирмы Практические 2 0 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
2.9. Теория фирмы Сам. работа 2 18 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Нестандартное Поведение
3.1. Неустойчивые предпочтения Лекции 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
3.2. Неустойчивые предпочтения Практические 2 0 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
3.3. Неустойчивые предпочтения Сам. работа 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
3.4. Нестандартное поведение Лекции 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
3.5. Нестандартное поведение Практические 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3
3.6. Нестандартное поведение Сам. работа 2 14 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Я. Иохин Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/59277FF2-897D-4404-931B-B25A74A6D92F
Л1.2 Деньгов В.В. МИКРОЭКОНОМИКА В 2 Т. Т.2. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. РАВНОВЕСИЕ. ЭКОНОМИКА РИСКА 4-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Иохин В.Я. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Деньгов В.В. МИКРОЭКОНОМИКА В 2 Т. Т.1. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. ТЕОРИЯ ФИРМЫ. ТЕОРИЯ РЫНКОВ 4-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.: Высшая школа экономики // ЭБС «Университетская библиотека on-line» Микроэкономика. Промежуточный уровень. Сборник задач с решениями и ответами: учебник М.: Высшая школа экономики // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2013
Л2.2 В.Ф. Максимова Микроэкономика : учебник М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия» // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2013
Л2.3 Тиссен Е. В. , Борисов И. А. Микроэкономика : индивидуальное поведение и стратегическое взаимодействие участников рынка: учебное пособие: Москва: Издательство «Флинта», 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Госкомстат России: http://gks.ru
Э2 Министерство финансов: http://minfin.ru
Э3 Основной образовательный портал: http://economicus.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.consultant.ru
2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" h























7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.

Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к практическим занятиям

Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы

Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.