МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая теория
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономической теории
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-234-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 217
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 217 217 217 217
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
кандидат экономических наук, доцент, Обиремко С.И.

Рецензент(ы):
кандидат экономических наук, профессор , Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая теория

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической теории

Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор социологических наук, профессор А.Я. Троцковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической теории

Протокол от 27.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой доктор социологических наук, профессор А.Я. Троцковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Усвоение студентами фундаментальных знаий базового уровня по экономической теории

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3: способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные модели теоретической экономики, их практическое применение
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать актуальные вопросы экономики и экономической политики
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения понятийным апппаратом курса, навыками самостоятельной работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая экономика
1.1. Предмет и метод экономической теории Лекции 1 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Предмет и метод Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Предмет и метод Сам. работа 1 22 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Экономический процесс Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Экономический процесс Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Экономический процесс Сам. работа 1 44 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Экономическая система общества Лекции 1 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Экономческая ситема общества Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Экономическая система общества Сам. работа 1 22 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Типы экономических систем Лекции 1 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Типы экономических систем Сам. работа 1 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Типы экономических систем Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Микроэкономика
2.13. Теория рынка Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.14. Теория рынка Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.15. Теория рынка Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.16. Теория потребительского поведения Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.17. Теория потребления Практические 1 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.18. Теория потребления Сам. работа 1 32 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.19. Теория фирмы Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.20. Теория фирмы Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.21. Теория фирмы Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Мезоэкономика
3.22. Рыночные структуры экономики Лекции 1 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.23. Рыночные структуры Практические 1 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.24. Рыночные структуры Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.25. Рынок факторов производства Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.26. Рынок факторов произвдства Практические 1 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.27. Рынок факторв производства Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Макроэкономика
4.28. ВНП и ВВП Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.29. ВНП и ВВП Практические 1 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.30. ВНП и ВВП Сам. работа 1 24 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.31. Общее равновесие макроэкономики Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.32. Общее равновесие макроэкономики Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.33. Общее равновесие макроэкономики Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.34. Общее неравновесмие макроэкономики Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.35. Общее неравновесмие макроэкономики Практические 1 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.36. Общее неравновесмие макроэкономики Сам. работа 1 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.37. Экономическая политика Лекции 1 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.38. Экономическая политика Практические 1 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.39. Экономическая политика Сам. работа 1 25 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.40. Открытая экономика Лекции 1 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.41. Открытая экономика Практические 1 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.42. Открытая экономика Сам. работа 1 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Я. Иохин Экономическая теория : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/59277FF2-897D-4404-931B-B25A74A6D92F
Л1.2 под общ. ред. Г. П. Журавлевой Экономическая теория. Микроэкономика-1, 2. Мезоэкономика: учебник: Учебники Издательство "Дашков и К", 2018 https://e.lanbook.com/book/105576
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под общ. ред. Максимовой В.Ф. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/406484
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Госкомстат России: http://gks.ru
Э2 Министерство финансов: http://minfin.ru
Э3 Основной образовательный портал: http://economicus.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)






















7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.


Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям

Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы

Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.