МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управленческий консалтинг в сфере IT - решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-234-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Черных А.А.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Управленческий консалтинг в сфере IT - решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование комплекса компетенций, необходимых для решения профессиональных задач при выполнении консалтинговых работ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
ПК-17 способностью принимать участие в управлении проектами создания информационных систем на стадиях жизненного цикла
ПК-20 способностью осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем
ПК-21 способностью проводить оценку экономических затрат и рисков при создании информационных систем
ПК-22 способностью анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и модификации информационных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1 - порядок, этапы и методы проведения обследования организации, способы формирования требования к ИС организации
ПК-17 - стадии жизненного цикла ИС, прядок проектной работы
ПК-20 - виды обеспечения информационных систем
ПК-21 - порядок проведения экономической оценки и определения рисков при создании ИС
ПК-22 - методы анализа рынка программмно-технических средств и информационных продуктов и услуг для целей консультирования
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1 - составлять план работ по обследованию организаций
ПК-17 - работать в составе рабочей группы проекта на любой стадии жизненного цикла ИС
ПК-20 - обосновывать выбор той или иной ИС для удовлетворения потребностей заказчика
ПК-21 - проводить экономическую оценку затрат на реализацию проекта, строить карту рисков для реализации проекта
ПК-22 - проводить глубинный анализ ранка программно-технических средств, информационных продкутов и услуг для создания и модификации ИС
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1 - навыками выявления потребностей пользователей и формирования требований к ИС
ПК-17 - навыками определения этапов работ, а также своей роли в управлении и реализации проекта
ПК-20 - навыками выбора проектных решений по видам обеспечения информационных систем
ПК-21 - навыками оценки экономических затрат при создании ИС
ПК-22 - навыками анализа рынка

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1
1.1. Консультирование: определение вида деятельности. Специфика управленческого консультирования. Возникновение и становление управленческого консультирования. Причины обращения к консультантам. Диапазон оказываемых услуг. Факторы, обуславливающие потребность в услугах консультанта. Классификация консультантов по сферам деятельности организации; дженералисты и специалисты; внутренние и внешние консультанты. Поведенческие роли консультанта. Лекции 5 1 ПК-1 Л1.2, Л2.3
1.2. Требования к профессиональной подготовке консультанта. Характеристика консультативной службы: совещательный характер, финансовая, административная, политическая и экономическая независимость. Отличие консультирования от научного исследования. Консультационный цикл, его элементы. Практические 5 1 ПК-1 Л1.1, Л2.3
1.3. Универсальность и специфика целей консультирования в разных теоретических школах. Теории управления и практика консультирования. Теоретические принципы современных направлений в контексте управления. Эклектический подход в консультировании. Стратегии и тактика управления. Роль организационных структур в управлении. Факторы, определяющие выбор типа организационных структур управления. Сам. работа 5 14 ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Изменение организации как сфера управленческого консультирования: Типы изменений: внутренние, изменения внешней среды, изменения в людях; эволюция, реагирование и управляемое организационное развитие; адаптация к изменениям и создание изменений; навязанные изменения. Классификация изменений по объекту изменения. Лекции 5 1 ПК-17, ПК-20 Л1.2
1.5. Диагностика проблем организации. Цели задачи диагностики проблем в управленческом консультировании. Этапы диагностики, их содержание. Предварительный диагноз проблемы. Объем диагноза, трудности в выявлении проблем. Требования к информации. Источники информации. Системный подход к диагностике. Ориентация организации. Трудности организационной диагностики, их предотвращение. Практические 5 2 ПК-17, ПК-20 Л1.2
1.6. Виды изменений по методам осуществления. Потребность в изменениях. Цикл изменения. Сам. работа 5 20 ПК-17, ПК-20 Л1.2
Раздел 2. Раздел 2
2.1. Консалтинг в области информационных технологий и организация консультирования. Понятие и основные виды ИТ-консалтинга. Поставщики консалтинговых услуг в сфере ИТ и их продуктовые портфели. Примеры консалтинговых ИТ-проектов (по основным направлениям). Комплексные консалтинговые проекты. Ключевые факторы успеха деятельности в ИТ-консалтинге. Современное состояние рынка ИТ-консалтинга в России. Развитие консалтинговых услуг в сфере ИТ. Лекции 5 1 ПК-21, ПК-22 Л1.2, Л2.2
2.2. Критерии выбора консалтинговых компаний и ИТ-консультантов. Качество консалтинговых услуг в сфере ИТ. Стадии консалтингового процесса и их общая характеристика. Практические 5 1 ПК-21, ПК-22 Л1.2, Л2.3
2.3. Организация выполнения консалтинговых работ. Консалтинговый договор и модели ценообразования. ИТ-консалтинг как профессия. Личностные качества и навыки ИТ-консультанта. Требования к ИТ-консультантам. Работа независимого консультанта. Сам. работа 5 20 ПК-21, ПК-22 Л1.2, Л2.3
2.4. Консалтинговые проекты по выбору программных решений для предприятий. Консалтинговые услуги в области обоснования технико-экономической целесообразности создания/ модификации ИС. Подготовка документа «Технико-экономическое обоснование создания ИС». Лекции 5 1 ПК-20, ПК-21, ПК-22 Л1.2, Л2.1
2.5. Общие принципы выбора программных решений и их поставщиков для предприятий. Подходы к выбору программных решений. Консалтинговые услуги по выбору ИТ-решений для предприятий. Анализ вариантов выбора программных компонентов для ИС предприятия. Рекомендации практиков по использованию типовых тиражируемых решений и программных продуктов собственной и заказной разработки, отечественных и зарубежных систем, комплексных и локальных систем. Импортозамещение программного обеспечения. Нормативно-правовые документы, регламентирующие применение СПО в России. Анализ опыта применения СПО в бизнесе и госсекторе. Облачные сервисы. Анализ опыта использования SaaS-решений в российском бизнесе. Мобильные решения. Перспективы применения мобильных бизнес-приложений в организациях. Процесс приобретения программного обеспечения в ИТ-стандартах: основные практики. Критерии и методики, применяемые при выборе и сравнительной оценке программных продуктов и их поставщиков. Практические 5 1
2.6. Анализ опыта применения СПО в бизнесе и госсекторе. Облачные сервисы. Анализ опыта использования SaaS-решений в российском бизнесе. Мобильные решения. Перспективы применения мобильных бизнес-приложений в организациях. Процесс приобретения программного обеспечения в ИТ-стандартах: основные практики. Критерии и методики, применяемые при выборе и сравнительной оценке программных продуктов и их поставщиков. Сам. работа 5 14
Раздел 3. Раздел 3
3.1. Практика консалтинга в проектах создания/модификации информационных систем предприятий. Потребности предприятий в автоматизации бизнес- процессов различных областей. Причины обращения к ИТ-консультантам. Организация совместной работы управленческих и ИТконсультантов в комплексных консалтинговых проектах. Консалтинг в проектах создания/модификации информационных систем (ИС) предприятий, организаций, государственных учреждений Сам. работа 5 1 ПК-20, ПК-21, ПК-22 Л1.2, Л2.1
3.2. Проекты автоматизации документооборота на предприятиях и в государственных учреждениях.Проекты автоматизации процессов управления производственными активами.Проекты создания информационной системы управления эффективностью бизнеса предприятия: концепция ВРМ. Проекты автоматизации процессов управления персоналом на предприятиях и в государственных учреждениях. Практические 5 1 ПК-20, ПК-21, ПК-22 Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Консалтинговые проекты в области ИТ-аутсорсинга. ИТ-аутсорсинг как новая парадигма управления. Нормативно- законодательная база в сфере аутсорсинга. Виды и содержание консалтинговых услуг в сфере ИТ-аутсорсинга. Риски, связанные с ИТ-аутсорсингом. Общие принципы принятия решения о переходе к ИТ-аутсорсингу. Обоснование решения о целесообразности перехода к ИТ-аутсорсингу. Разработка рекомендаций по организации перехода к ИТ-аутсорсингу. Выбор поставщика услуг ИТ-аутсорсинга. Подготовка аутсорсингового контракта и соглашения об уровне обслуживания. Анализ ошибок стадии разработки и заключения контракта. Разработка плана переходного периода. Управление исполнением контракта. Разработка плана мониторинга аутсорсингового контракта. Аудит исполнения аутсорсингового контракта Сам. работа 5 20 ПК-20, ПК-21, ПК-22 Л1.2, Л2.1
3.4. Экзамен 5 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Калянов Г.Н. Стратегическое управление информационными системами: учебник: М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, //ЭБС «Онлайн», 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Блюмин А.М. Информационный консалтинг. Теория и практика консультирования: Учебник.: М.: Дашков и К, //ЭБС «Лань», 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Александров Д.В. Инструментальные средства информационного менеджмента. CASE-технологии и распределенные информационные системы. : учеб. пособие: М.: Финансы и статистика, 2011 b-ok.global
Л2.2 Васильев Р.Б. Критические факторы успеха в ИТ-консалтинге.: М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», //ЭБС «Онлайн», 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Ширяев В.И. Управление бизнес-процессами. : учеб.-метод. пособие: М.: Финансы и статистика, 2009 b-ok.global
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition
Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
407аС лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На практические (лабораторные)занятия вынесены темы, требующие глубокого теоретического освоения материала. Групповые обсуждения этих тем студентами совместно с преподавателем должно привести к пониманию системных взаимосвязей между анализируемыми процессами и явлениями.
Изучение дискуссионных вопросов, связанных с управленческим консультированием, должно сформировать у студентов готовность к более тщательному и разностороннему изучению проблем государственного и муниципального управления.
Обсуждение вопросов может быть проведено в форме тренинга, «круглого стола»,работы в микрогруппах путем разделения студентов на команды из 4-5 человек, либо разбора кратких сообщений студентов с практическими примерами из истории по актуальным проблемам изучаемых тем.