МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управленческий консалтинг в сфере IT-решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Черных А.А.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Управленческий консалтинг в сфере IT-решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой В.И. Псарев, д-р.техн.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование комплекса компетенций, необходимых для решения профессиональных задач при выполнении консалтинговых работ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 Способен принимать участие в организации ИТ- инфраструктуры и управлении информационной безопасностью.
ПК-5 Способен моделировать прикладные (бизнес) процессы и предметную область.
ПК-4 Способен составлять технико-экономическое обоснование проектных решений и техническое задание на разработку информационной системы.
ПК-1 Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1 - порядок, этапы и методы проведения обследования организации, способы формирования требования к ИС организации
ПК-4 - состав технико-экономического обоснования проектных решений, порядок написания технического задания
ПК-5 - основные типы моделей прикладных и бизнес-процессов
ПК-10 - порядок организации ИТ - инфраструктуры и основные положения обеспечения информационной безопасности
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1 - составлять план работ по обследованию организаций
ПК-4 - составлять ТЭО проектных решений и ТЗ на разработку ИС
ПК-5 - использовать основные типы моделей прикладных и и бизнес-процессов в профессиональной деятельности
ПК-10 - использовать специальные профессиональные знания для участия в разработке ИТ-инфраструктуры организации

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1 - навыками выявления потребностей пользователей и формирования требований к ИС
ПК-4 - навыками написания ТЗ на разработку ИС
ПК-5 - навыками описания и разработки моделей бизнес-процессов для решения профессиональных задач
ПК-10 - навыками определения оптимальной ИТ-инфраструктуру для решения профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1
1.1. Консультирование: определение вида деятельности. Специфика управленческого консультирования. Возникновение и становление управленческого консультирования. Причины обращения к консультантам. Диапазон оказываемых услуг. Факторы, обуславливающие потребность в услугах консультанта. Классификация консультантов по сферам деятельности организации; дженералисты и специалисты; внутренние и внешние консультанты. Поведенческие роли консультанта. Лекции 5 1 ПК-5, ПК-1 Л1.2, Л2.3
1.2. Требования к профессиональной подготовке консультанта. Характеристика консультативной службы: совещательный характер, финансовая, административная, политическая и экономическая независимость. Отличие консультирования от научного исследования. Консультационный цикл, его элементы. Лабораторные 5 2 ПК-5, ПК-1 Л1.1, Л2.3
1.3. Универсальность и специфика целей консультирования в разных теоретических школах. Теории управления и практика консультирования. Теоретические принципы современных направлений в контексте управления. Эклектический подход в консультировании. Стратегии и тактика управления. Роль организационных структур в управлении. Факторы, определяющие выбор типа организационных структур управления. Сам. работа 5 12 ПК-5, ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Изменение организации как сфера управленческого консультирования: Типы изменений: внутренние, изменения внешней среды, изменения в людях; эволюция, реагирование и управляемое организационное развитие; адаптация к изменениям и создание изменений; навязанные изменения. Классификация изменений по объекту изменения. Лекции 5 1 ПК-5, ПК-4 Л1.2, Л2.2
1.5. Диагностика проблем организации. Цели задачи диагностики проблем в управленческом консультировании. Этапы диагностики, их содержание. Предварительный диагноз проблемы. Объем диагноза, трудности в выявлении проблем. Требования к информации. Источники информации. Системный подход к диагностике. Ориентация организации. Трудности организационной диагностики, их предотвращение. Лабораторные 5 2 ПК-5, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.6. Виды изменений по методам осуществления. Потребность в изменениях. Цикл изменения. Сам. работа 5 10 ПК-5, ПК-4 Л1.2
Раздел 2. Раздел 2
2.1. Консалтинг в области информационных технологий и организация консультирования. Понятие и основные виды ИТ-консалтинга. Поставщики консалтинговых услуг в сфере ИТ и их продуктовые портфели. Примеры консалтинговых ИТ-проектов (по основным направлениям). Комплексные консалтинговые проекты. Ключевые факторы успеха деятельности в ИТ-консалтинге. Современное состояние рынка ИТ-консалтинга в России. Развитие консалтинговых услуг в сфере ИТ. Лекции 5 1 ПК-10, ПК-1 Л1.2, Л2.2
2.2. Критерии выбора консалтинговых компаний и ИТ-консультантов. Качество консалтинговых услуг в сфере ИТ. Стадии консалтингового процесса и их общая характеристика. Лабораторные 5 1 ПК-10, ПК-1 Л1.2, Л2.3
2.3. Организация выполнения консалтинговых работ. Консалтинговый договор и модели ценообразования. ИТ-консалтинг как профессия. Личностные качества и навыки ИТ-консультанта. Требования к ИТ-консультантам. Работа независимого консультанта. Сам. работа 5 10 ПК-10, ПК-1 Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Раздел 3
3.1. Практика консалтинга в проектах создания/модификации информационных систем предприятий. Потребности предприятий в автоматизации бизнес- процессов различных областей. Причины обращения к ИТ-консультантам. Организация совместной работы управленческих и ИТконсультантов в комплексных консалтинговых проектах. Консалтинг в проектах создания/модификации информационных систем (ИС) предприятий, организаций, государственных учреждений Лекции 5 1 ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1
3.2. Проекты автоматизации документооборота на предприятиях и в государственных учреждениях.Проекты автоматизации процессов управления производственными активами.Проекты создания информационной системы управления эффективностью бизнеса предприятия: концепция ВРМ. Проекты автоматизации процессов управления персоналом на предприятиях и в государственных учреждениях. Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Консалтинговые проекты в области ИТ-аутсорсинга. ИТ-аутсорсинг как новая парадигма управления. Нормативно- законодательная база в сфере аутсорсинга. Виды и содержание консалтинговых услуг в сфере ИТ-аутсорсинга. Риски, связанные с ИТ-аутсорсингом. Общие принципы принятия решения о переходе к ИТ-аутсорсингу. Обоснование решения о целесообразности перехода к ИТ-аутсорсингу. Разработка рекомендаций по организации перехода к ИТ-аутсорсингу. Выбор поставщика услуг ИТ-аутсорсинга. Подготовка аутсорсингового контракта и соглашения об уровне обслуживания. Анализ ошибок стадии разработки и заключения контракта. Разработка плана переходного периода. Управление исполнением контракта. Разработка плана мониторинга аутсорсингового контракта. Аудит исполнения аутсорсингового контракта. Консалтинговые проекты по выбору программных решений для предприятий. Консалтинговые услуги в области обоснования технико-экономической целесообразности создания/ модификации ИС. Подготовка документа «Технико-экономическое обоснование создания ИС». Общие принципы выбора программных решений и их поставщиков для предприятий. Подходы к выбору программных решений. Консалтинговые услуги по выбору ИТ-решений для предприятий. Анализ вариантов выбора программных компонентов для ИС предприятия. Рекомендации практиков по использованию типовых тиражируемых решений и программных продуктов собственной и заказной разработки, отечественных и зарубежных систем, комплексных и локальных систем. Импортозамещение программного обеспечения. Нормативно-правовые документы, регламентирующие применение СПО в России. Анализ опыта применения СПО в бизнесе и госсекторе. Облачные сервисы. Анализ опыта использования SaaS-решений в российском бизнесе. Мобильные решения. Перспективы применения мобильных бизнес-приложений в организациях. Процесс приобретения программного обеспечения в ИТ-стандартах: основные практики. Критерии и методики, применяемые при выборе и сравнительной оценке программных продуктов и их поставщиков. Сам. работа 5 26 ПК-10 Л1.2, Л2.1
3.4. Зачет 5 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Калянов Г.Н. Стратегическое управление информационными системами: учебник: М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, //ЭБС «Онлайн», 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Блюмин А.М. Информационный консалтинг. Теория и практика консультирования: Учебник.: М.: Дашков и К, //ЭБС «Лань», 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Александров Д.В. Инструментальные средства информационного менеджмента. CASE-технологии и распределенные информационные системы. : учеб. пособие: М.: Финансы и статистика, 2011 b-ok.global
Л2.2 Васильев Р.Б. Критические факторы успеха в ИТ-консалтинге.: М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», //ЭБС «Онлайн», 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Ширяев В.И. Управление бизнес-процессами. : учеб.-метод. пособие: М.: Финансы и статистика, 2009 b-ok.global
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
IBM Rational Rhapsody Modeler, BizagiModeler, Bizagi Studio, Elma Community Edition
Microsoft Windows, Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
407аС лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На практические (лабораторные)занятия вынесены темы, требующие глубокого теоретического освоения материала. Групповые обсуждения этих тем студентами совместно с преподавателем должно привести к пониманию системных взаимосвязей между анализируемыми процессами и явлениями.
Изучение дискуссионных вопросов, связанных с управленческим консультированием, должно сформировать у студентов готовность к более тщательному и разностороннему изучению проблем государственного и муниципального управления.
Обсуждение вопросов может быть проведено в форме тренинга, «круглого стола»,работы в микрогруппах путем разделения студентов на команды из 4-5 человек, либо разбора кратких сообщений студентов с практическими примерами из истории по актуальным проблемам изучаемых тем.