МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные системы в экономике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_ЭБ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 12 12 12 12
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Информационные системы в экономике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 16.01.2017г. №20)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р.экон. наук, профессор Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р.экон. наук, профессор Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания дисциплины является ознакомление с различными информационными системами и технологиями, используемыми в экономике.
Основная задача курса - дать студенту общее представление о современных экономических информационных системах, тенденциях их развития, а также их конкретных реализациях; сформировать навыки работы с практическими инструментами экономиста – программными комплексами и информационными ресурсами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-12 способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Основные методы и средства поиска, систематизации, обработки, передачи и защиты информации;
2. Современные программные продукты, необходимые для решения экономико-статистических задач;
3. Роль и место автоматизированных информационных систем в экономике;
4. Об информационных системах управления экономической сферой, их классификации, сферы применения, методах обработки информации.
5. Телекоммуникационные технологии в экономических информационных системах.
6. Нормативные правовые акты в области защиты информации.
3.2.Уметь:
3.2.1.1.Организовывать автоматизированное рабочее место.
2.Использовать методы и средства обеспечения информационной безопасности с целью предотвращения несанкционированного доступа, злоумышленной модификации или утраты информации, составляющей государственную тайну, и иной служебной информации.
3.Проводить финансовые вычисления; решать с использованием информационных технологий различные служебные и экономические задачи;
4.Проводить анализ предметной области, выявлять информационные потребности и разрабатывать требования к ИС.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- использования методов компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики;
- работы с информационно-поисковыми и информационно-справочными системами и базами данных, используемыми в профессиональной деятельности;
- обеспечения защиты информации, составляющей государственную тайну, и иной служебной информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные системы, их создание, внедрение и функционирование
1.1. 1. Информационные системы, их создание, внедрение и функционирование. Лекции 1 4 ОК-12 Л2.1, Л1.1
1.2. Постановка и решение экономических задач в среде MS Excel. Практические 1 4 ОК-12 Л2.1, Л1.1
1.3. Описание предметной области "Сотрудники организации" создание базы данных в среде MS Access. Практические 1 6 ОК-12 Л2.1, Л1.1
1.4. Графическое представление экономических показателей в среде MS Excel. Лабораторные 1 4 ОК-12 Л2.1, Л1.1
1.5. Основные процессы преобразования информации. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Основные понятия информатики. Информационный обмен. Информационная деятельность. Основные процессы преобразования информации. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Основные понятия информатики. Информационный обмен. Система информационного обмена. Сети информационного обмена. Информация, ее свойства и виды. Системы, системы управления, свойства систем и системообразующие признаки, информационные системы, экономические информационные системы. Основные процессы обработки информации. Информационная деятельность. Сам. работа 1 4 ОК-12 Л2.1, Л1.1
1.6. Организация информационного обеспечения. Внемашинное информационное обеспечение. Система классификации и кодирования технико-экономической информации. Фактографические системы: предметная область(ПО), концептуальные средства описания, модель сущность-связь. Модели данных. Представление данных в памяти ЭВМ. Базы данных. Программные средства реализации фактографических ИС.Способы организации внрутримашинного программного обеспечения: централизованный и децентрализованный. Сам. работа 1 4 ОК-12 Л2.1, Л1.1
1.7. Выполнение финансовых расчетов в среде MS Excel Практические 1 8 ОК-12 Л2.1, Л1.1
1.8. Системы обработки данных. Автоматизированные системы управления. Системы поддержки принятия решений. Сам. работа 1 4 ОК-12 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Особенности экономических информационных систем.
2.1. Основные понятия информатизации, их определения и содержание Лекции 1 4 ОК-12 Л2.1, Л1.1
2.2. Система информационного обмена. Сети информационного обмена. Информация, ее свойства и виды. Системы, системы управления, свойства систем и системообразующие признаки, информационные системы, экономические информационные системы. Основные процессы обработки информации. Лекции 1 4 ОК-12 Л2.1, Л1.1
2.3. Поиск, сортировка и систематизация информации Лабораторные 1 4 ОК-12 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Локальные и корпоративные экономические информационные системы.
3.1. Локальные и корпоративные экономические информационные системы. Особенности создания экономических информационных систем предприятий на различных уровнях управления по характеру решаемых задач, по использованию информации, по использованию математического аппарата. Лекции 1 4 ОК-12 Л2.1, Л1.1
3.2. Локальные информационные системы Лабораторные 1 4 ОК-12
3.3. Изучение интерфейса и способов поиска информации в ИПС «Гарант». Проверка полученных навыков посредством выполнения тестовых заданий. Практические 1 4 ОК-12 Л2.1, Л1.1
3.4. Автоматизация работы конечного пользователя. АРМ управленческого работника как часть ЭИС. Пакетный и интерактивный режим решения задач управления, режим реального времени. Проблемы защиты информации в АРМ. Классификация АРМ по уровню управления и сфере применения. Возможность настройки и расширения возможностей АРМ. Сам. работа 1 5 ОК-12 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Обеспечение безопасности экономических информационных систем.
4.1. Средства обеспечения информационной безопасности. Практические 1 4 ОК-12 Л2.1, Л1.1
4.2. Подготовка к зачету по дисциплине Сам. работа 1 10 ОК-12 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Волкова В.Н. - Отв. ред., Юрьев В.Н. - Отв. ред. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Поляков В. П., Косарев В. П. ; Отв. ред. Поляков В. П. ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Открытый интернет университет WWW.INTUIT.RU
Э2 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э3 СПС ГАРАНТ www.garant.ru
Э4 Информационные системы в экономике portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Информационные системы в экономике». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования». Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины «Информационные системы в экономике»;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работа над основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине;
- самостоятельная работа студента в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет.