МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и технология проектирования информационных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильЦифровой дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ЦД-1-2019
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 90
самостоятельная работа 171
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 36 36 54 54
Сам. работа 72 72 99 99 171 171
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 180 180 288 288

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Рязанов М.А.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология и технология проектирования информационных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Жариков А.В., доцент, к.ф.-м.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 22.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Жариков А.В., доцент, к.ф.-м.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование навыков практического применения методов проектирования информационных систем, современных CASE-средств и электронного оборудования автоматизации и информатизации решения прикладных задач разработки информационных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
ОПК-7 Способен использовать методы научных исследований и математического моделирования в области проектирования и управления информационными системами;
ОПК-8 Способен осуществлять эффективное управление разработкой программных средств и проектов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.•закономерности становления и развития методологии и технологии проектирования прикладных информационных систем на базовом уровне.
•современные CASE-средства и электронное оборудование автоматизации и информатизации решения прикладных задач проектирования информационных систем на базовом уровне.
3.2.Уметь:
3.2.1.•осуществлять проектирование прикладных информационных систем на базовом уровне.
•проводить анализ CASE-средств и электронного оборудования для рационального выбора инструментария автоматизации и информатизации решения прикладных задач проектирования информационных систем на базовом уровне.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.•навыками выбора методик исследования информационной среды и проектирования прикладных информационных систем на базовом уровне.
•навыками эксплуатации современного электронного оборудования и CASE-средств в соответствии с целями основной образовательной программы магистратуры на базовом уровне.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия технологии проектирования ИС
1.1. Понятие информационной системы. Классы ИС. Структура однопользовательской и многопользовательской, малой и корпоративной ИС, локальной и распределенной ИС, состав и назначение подсистем. Основные особенности современных проектов ИС. Лекции 1 6 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Этапы создания ИС: формирование требований, концептуальное проектирование, спецификация приложений, разработка моделей, интеграция и тестирование информационной системы. Методы программной инженерии в проектировании ИС. Практические 1 6 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
1.3. Основные понятия технологии проектирования ИС. Сам. работа 1 24 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Жизненный цикл программного обеспечения ИС
2.1. Понятие жизненного цикла ПО ИС. Процессы жизненного цикла: основные, вспомогательные, организационные. Содержание и взаимосвязь процессов жизненного цикла ПО ИС. Лекции 1 6 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.2. Модели жизненного цикла. Стадии жизненного цикла ПО ИС. Регламентация процессов проектирования в отечественных и международных стандартах. Практические 1 6 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.3. Жизненный цикл программного обеспечения ИС. Сам. работа 1 24 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Организация разработки ИС
3.1. Каноническое проектирование ИС. Стадии и этапы процесса канонического проектирования ИС. Цели и задачи предпроектной стадии создания ИС. Лекции 1 6 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Модели деятельности организации ("как есть" и "как должно быть"). Состав работ на стадии технического и рабочего проектирования. Состав проектной документации. Типовое проектирование ИС. Практические 1 6 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Организация разработки ИС. Сам. работа 1 24 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Введение в UML
4.1. Определение UML. Назначение UML. Лекции 2 4 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Модель и ее элементы.Общие свойства модели. Практические 2 4 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Диаграммы представления. Общие механизмы. Практические 2 4 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.4. Введение в UML Сам. работа 2 18 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Моделирование использования
5.1. Значение моделирования использования. Лекции 2 4 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.2. Реализация вариантов использования. Практические 2 6 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.3. Моделирование использования Сам. работа 2 20 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 6. Моделирование структуры
6.1. Объектно-ориентированное моделирование структуры. Лекции 2 2 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
6.2. Диаграммы классов. Диаграммы реализации. Практические 2 4 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
6.3. Моделирование структуры Сам. работа 2 20 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 7. Моделирование поведения
7.1. Объектно-ориентированное моделирование поведения. Лекции 2 4 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.2. Диаграммы состояний. Диаграммы деятельности. Практические 2 6 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.3. Диаграммы взаимодействия. Моделирование параллелизма. Практические 2 6 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.4. Моделирование поведения Сам. работа 2 20 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 8. Дисциплина моделирования
8.1. Управление моделями. Влияние UML на процесс разработки. Применение элементов UML. Лекции 2 4 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
8.2. Применение элементов UML. Практические 2 6 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2
8.3. Применение элементов UML. Сам. работа 2 21 УК-2, УК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Грекул В.И., Коровкина Н.Л., Левочкина Г.А. Проектирование информационных систем: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Проектирование информационных систем. Проектный практикум: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 biblioclub.ru
Л1.3 Леоненков А. Нотация и семантика языка UML: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чистов Д.В. - Отв. ред. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ: Учебник и практикум - Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Гома Х. UML. Проектирование систем реального времени, параллельных и распределенных приложений: Учебное пособие М.: ДМК Пресс, 2007 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для студентов
Главная задача курса — формирование навыков практического применения методов проектирования информационных систем, современных CASE-средств и электронного оборудования автоматизации и информатизации решения прикладных задач разработки информационных систем.
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется
- систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам;
- своевременно выполнять практические задания (выполнение заданий является основой практических занятий).