МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Вокальный ансамбль

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость27 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-1-2019
Часов по учебному плану 972
в том числе:
аудиторные занятия 216
самостоятельная работа 675
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4, 6, 7
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18 19,5 18 19,5 18,5 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 108 108
Практические 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 108 108
Сам. работа 108 108 117 117 108 108 117 117 117 117 108 108 675 675
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 27 27 0 0 81 81
Итого 144 144 180 180 144 144 180 180 180 180 144 144 972 972

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Вокальный ансамбль

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017г. №730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Корниенко Николай Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Корниенко Николай Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.воспитание высококвалифицированных исполнителей, способных создавать индивидуальную художественную интерпретацию вокально-ансамблевого произведения, владеющих методологией анализа и оценки различных исполнительских интерпретаций, понимающих особенности национальных исполнительских школ и исполнительских стилей, обладающих музыкально-текстологической культурой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-19 Способностью осуществлять педагогическую деятельность в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПК-22 Готовностью к изучению принципов, методов и форм проведения урока в исполнительском классе, методики подготовки к уроку, методологии анализа проблемных ситуаций в сфере музыкально-педагогической деятельности и способов их разрешения
ПК-24 Готовностью к непрерывному познанию методики и музыкальной педагогики, к соотнесению собственной педагогической деятельности с достижениями в области музыкальной педагогики
ПК-28 Способностью планировать образовательный процесс, вести методическую работу, разрабатывать методические материалы, формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные композиторские стили в области вокального ансамблевого исполнительства
специфику музыкальных жанров в области вокального ансамблевого исполнительства
вокально-ансамблевый концертный репертуар, включающий произведения различных пох, жанров и стилей
3.2.Уметь:
3.2.1.совместно с партнёрами по ансамблю определить правильный темп и дыхание сочинения
совместно с партнёрами по ансамблю определить основныеособенности, которые создают «образ» произведения, его «характеры»
совместно с партнёрами по ансамблю определить технические и интонационные трудности сочинения и найти способ решения их
самостоятельно осваивать обширный концертный ансамблевый репертуар
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.тембральными и динамическими возможностями своего голосового аппарата в ансамбле
навыками самостоятельной подготовки к концертному исполнению ансамблевых произведений различных стилей и жанров
приемами психической саморегуляции;профессиональной терминологией в области вокально-ансамблевого исполнительства
практическими навыками вокально-ансамблевого исполнительства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Практическое освоение западноевропейских вокальных миниатюр
1.1. Вокальная миниатюра классической эпохи. Лекции 3 8 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Практическое освоение вокально-ансамблевого репертуара в области зарубежной вокальной миниатюры эпохи Классицизма. Практические 3 8 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Вокальная миниатюра романтической эпохи. Лекции 3 10 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Практическое освоение вокально-ансамблевогорепертуара в области зарубежной вокальной миниатюры эпохи Романтизма. Практические 3 10 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Изучение вокальных партий. Сам. работа 3 108 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Практическое освоение западноевропейских циклических произведений
2.1. Циклические вокальные сочинения классической эпохи. Лекции 4 8 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Практическое освоение западноевропейского вокально-ансамблевого репертуара в области циклических сочинений эпохи Классицизма. Практические 4 8 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Циклические вокальные сочинения романтической эпохи. Лекции 4 10 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Практическое освоение западноевропейского вокально-ансамблевого репертуара в области циклических сочинений эпохи Романтизма. Практические 4 10 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Изучение вокальных партий. Сам. работа 4 117 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Практическое освоение отечественных вокальных миниатюр
3.1. Отечественная вокальная романтическая миниатюра. Лекции 5 6 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Практическое освоение вокально-ансамблевого репертуара в области отечественной вокальной миниатюры эпохи романтизма. Практические 5 6 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Изучение вокальных партий. Сам. работа 5 40 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Практическое освоение отечественных циклических произведений
4.1. Циклические вокальные произведения эпохи Романтизма. Лекции 5 6 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Практическое освоение отечественного вокально-ансамблевого репертуара в области циклических сочинений похи Романтизма. Практические 5 6 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Циклические произведения отечественных композиторов рубежа XIX-XX веков. Лекции 5 6 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Практическое освоение отечественного вокально-ансамблевого репертуара в области циклических сочинений рубежа XIX-XXвеков. Практические 5 6 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.5. Изучение вокальных партий. Сам. работа 5 68 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Практическое освоение вокальных сочинений XX века
5.1. Вокальная миниатюра XX века. Лекции 6 18 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Практическое освоение отечественного вокально-ансамблевого репертуара в области вокальной миниатюры XX века. Практические 6 18 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.3. Изучение вокальных партий. Сам. работа 6 117 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Практическое освоение оперного репертуара
6.1. Оперный репертуар Барокко. Лекции 7 8 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.2. Практическоеосвоение западноевропейского вокально-ансамблевого оперного репертуара эпохи барокко. Практические 7 8 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.3. Оперный репертуар Классицизма. Лекции 7 10 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.4. Практическое освоение западноевропейского вокально-ансамблевого оперного репертуара эпохи классицизма. Практические 7 10 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.5. Изучение вокальных партий. Сам. работа 7 117 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.6. Оперный репертуар конца XIX и XX вв. Лекции 8 18 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.7. Практическое освоение западноевропейского вокально-ансамблевого оперного репертуара рубежа XIX-XX веков. Практические 8 8 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.8. Практическое освоение западноевропейского вокально-ансамблевого оперного репертуара XX века Практические 8 10 ПК-19, ПК-22, ПК-24, ПК-28 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.9. Изучение вокальных партий. Сам. работа 8 108 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сладкопевец Р. В. Становление вокальных школ в Западной Европе и в России: Научные монографии МПГУ, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хрестоматия для пения. Вокальная музыка композиторов XX века: Учебная литература для ВУЗов МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Стулова Г. П. Акустические основы вокальной методики: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Нотный архив Бориса Тараканова notes.tarakanov.net
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Эффективность освоения материала курса зависит от активной самостоятельной работы обучающегося. Необходимо планомерно работать по всем намеченным направлениям – изучать научно-методическую литературу, постоянно расширять свой музыкальный тезаурус, тщательно выполнять все задания, особенно творческого характера, стремиться критически осмысливать всю информацию, полученную на практических занятиях,принимать непосредственное участие в поисках оптимальных путей при решении задач эвристического характера.