МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Статистические пакеты в научных исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра математического анализа
Направление подготовки02.04.01. Математика и компьютерные науки
ПрофильМатематическая кибернетика и прикладной анализ
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план02_04_01_МКиПА-1-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 144
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 144 144 144 144
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Дронов Сергей Вадимович

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Баянова Надежда Владимировна

Рабочая программа дисциплины
Статистические пакеты в научных исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.04.01 Математика и компьютерные науки (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. №810)

составлена на основании учебного плана:
02.04.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра математического анализа

Протокол от 13.06.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Саженков А.Н., к.ф.-м.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра математического анализа

Протокол от 13.06.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой Саженков А.Н., к.ф.-м.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью осовения курса является овладение методами и возможностями наиболее распространенных пакетов компьютерных статистических вычислений и обработки данных

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен самостоятельно создавать прикладные программные средства на основе современных информационных технологий и сетевых ресурсов, в том числе отечественного производства
ПК-4 Способен проводить патентные исследования, определять формы и методы правовой охраны и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, распоряжаться правами на них для решения задач в области развития науки, техники и технологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Возможности основных статистических пакетов для обработки и публичного представления собственных научных результатов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Планировать научно-исследовательскую деятельность на основе результатов работы статистических пакетов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применния статистических пакетов при подготовке публичных представлений своих научных результатов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Статистические возможности MS Excel
1.1. Статистические функции в меню стандартных Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-4 Л1.1
1.2. Настройка "Анализ данных" и возможности VBA Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1
1.3. Решение статистических задач в MS EXCEL Практические 4 6 ОПК-3, ПК-4
1.4. Регрессионные методы в Excel Сам. работа 4 12 ПК-4
1.5. VBA в Excel Сам. работа 4 12 ОПК-3, ПК-4
1.6. Расчеты с помощью надстроек Excel Практические 4 2 ОПК-3 Л2.1
Раздел 2. Пакет обработки статистических данных SPSS
2.1. Пакет социологических исследований SPSS Лекции 4 4 ОПК-3, ПК-4
2.2. Логистическая регрессия и таблицы в SPSS Сам. работа 4 30 ОПК-3
2.3. Простейшие задачи в SPSS Практические 4 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.2
2.4. Задачи анализа данных и дисперсионный анализ в SPSS Сам. работа 4 22 ПК-4
2.5. Кластерные метолы в SPSS Практические 4 2 ОПК-3
2.6. Язык SPSS Сам. работа 4 30 ПК-4
Раздел 3. Пакет Statistica
3.1. Пакет Statistica 10 Лекции 4 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.2
3.2. Создание собственных сценариев Сам. работа 4 30 ПК-4
3.3. Описательная статистика и визуализация данных в Statistiсa Практические 4 4 ПК-4 Л2.1
3.4. Кластерные методы и проверка гипотез в Statistica Лекции 4 4 ОПК-3, ПК-4 Л1.1
3.5. Матричная форма представлений данных в Statistica Сам. работа 4 2 ОПК-3
3.6. Обзор других статистических пакетов Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-4
3.7. Изучение доступных стат. пакетов Сам. работа 4 6 ОПК-3, ПК-4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Как получить доступ к набору статистических функций MS Excel?
2. Какие имеются дополнительные статистические возможности в MS Excel и как их активировать.
3. Дайте подробное описание построения регрессионной модели средствами Excel.
4. Какими средствами визуализации статистических данных располагает MS Excel?
5. Каковы новые возможности статистических расчетов в MS Office 16?
6. Опишите интерфейс пакета SPSS.
7. Как подготовить данные для работы в SPSS? Можно ли, и каким образом, использовать MS Excel для этой подготовки?
8. Дайте описание структуры и возможностей внутреннего языка пакета SPSS.
9. Как пакет SPSS работает с нечисловыми данными?
10. Каковы графические возможности SPSS?
11. Опишите взаимодействие файла отчета SPSS с файлами офисных приложений.
12. Каковы особенности интерфейса пакета Statistica?
13. Опишите структуру матричных данных в Statistica.
14. Как Statistica может работать с нечисловыми данными?
15. Расскажите о нейронных сетях в составе пакета Statistica 10.
16. Какие еще статистические пакеты вы знаете? Каковы их особенности?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см прикрепленный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гашев С.Н., Бетляева Ф.Х., Лупинос М.Ю. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В БИОЛОГИИ: АНАЛИЗ БИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ В СИСТЕМЕ STATISTICA : Учебное пособие для вузов М.: издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/ECC496B9-0C2F-48D6-956E-99DF110E8CB5?
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дронов С.В. Сборник задач по теории случайных процессов и стохастическому анализу: АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Крыштановский, А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: учеб. пособие для вузов Москва, 2007 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=445561
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках освоения дисциплины студенты используют компьютеры (компьютерные классы) с должным образом установленным и настроенным программным обеспечением. В ходе занятий читаются лекции (можно в обычной аудитории, но с обязательной демонстрацией слайдов, презентаций, видеофильмов) с примерами использования конкретных статистических пакетов и сценариев для решения основных статистических задач.

На практических занятиях решаются подготовленные преподавателенм задачи обработки данных каждым студентом самостоятельно, организовываются обсуждения и предлагаются интерпретации полученных результатов.

Для получения зачета каждый обучающийся обязан представить решение индивидуального набора задач с пошаговым объяснением последовательности своих действий и полной интерпретацией получившихся результатов.