Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. специальность Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-6-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова
1.1. | 1. Цель курса Цель курса - сформировать у студентов-филологов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта. 2. Задачи курса: В ОБЛАСТИ ТЕОРИИ 1) дать представление о коммуникативной сущности понятия нормы и предмете ортологии; о вариативности как онтологической базе возникновения норм; о связи ортологии с культурой речи, стилистикой и риторикой; показать диалектическую связь категорий нормативности и креативности, нормы и выбора (уместности); 2) сформировать представление о взаимодействии нормативного плана языка с его системным устройством и функциональным планом; онтологического аспекта языка с регламентацией его функционирования и – соответственно - предписательного аспекта лингвистики с описательным (объективистским); дать понятие о формах установления нормативности и его типах: стихийно-языковой, кодификационной, правовой; 3) показать структурно-уровневое и функциональное разнообразие норм в языке; 4) дать понятие о нормативном плане текста и его системном устройстве, подчиненном коммуникативному заданию; 5) дать знания о истории и современном состоянии ортологии, связи ортологии с другими лингвистическими дисциплинами. В ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ 1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения; 2) дать знания об основных ортологических словарях и пособиях; 3) сформировать умения комплексной оценки текста в аспекте нормативности; 4) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте; 5) способствовать формированию исследовательских умений, предметом которых выступают нормативные и ненормативные явления русского языка; 6) сформировать умения решать прикладные задачи с ортологическим содержанием. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОПК-2 | готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности |
ПК-4 | способностью обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о коммуникативной сущности понятия нормы; о вариативности как онтологической базе возникновения норм; о связи языковой нормы с культурой речи, стилистикой и риторикой; показать диалектическую связь категорий нормативности и креативности, нормы и выбора (уместности). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | 1)раскрыть содержание основных понятий языковой нормы, ее аспектов, уровней и планов; представлять их как систему; 2)работать с различными лексикографическими источниками, давать правильную оценку их рекомендациям; 3)продуцировать собственные речевые произведения в соответствии с требованиями нормативности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками осуществления системного культурно-речевого анализа текста, опираясь на полученные знания и умения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Объект и предмет культуры речи | Лекции | 1 | 6 | Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1 | |
1.2. | Объект и предмет культуры речи | Сам. работа | 1 | 0 | Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 2. Орфоэпические нормы русского языка. Современные тенденции их развития | ||||||
2.1. | Русское литературное произношение и проблемы его кодификации | Практические | 1 | 2 | Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития | ||||||
3.1. | Акцентуация и акцентное варьирование в грамматических формах и производных словах, а также в заимствованных словах | Практические | 1 | 2 | Л2.2, Л1.1 | |
3.2. | Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 1 | 20 | Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 4. Лексические нормы русского языка. Современные тенденции их развития | ||||||
4.1. | Понятие лексической нормы. | Практические | 1 | 2 | Л2.2, Л1.1 | |
4.2. | Лексические нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 1 | 10 | Л2.2, Л2.3, Л1.1 | |
Раздел 5. Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. | ||||||
5.1. | Нормы порядка слов в русском предложении. | Практические | 1 | 0 | Л2.1, Л1.1 | |
Раздел 6. Культура речи и эффективность общения | ||||||
6.1. | Текст как объект культуры речи: ортологический, функциональный и этический аспект. | Практические | 1 | 4 | Л2.3, Л1.1 | |
6.2. | Устно-разговорный тип современного русского литературного языка. | Практические | 1 | 2 | Л2.3, Л1.1 | |
6.3. | Культура речи и эффективность общения | Сам. работа | 1 | 24 | Л2.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. прикрепленный файл |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. прикрепленный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Доронина С.В. Трубникова Ю.В. | Ортология. Практический курс: Практикум | АлтГУ, Барнаул, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. | Грамматическая правильность русской речи: справочное пособие | РАН, Институт русского языка им. В. В. Виноградова.- 3-е изд., стер.- М. : АСТ, 2004 | |
Л2.2 | Н. С. Валгина | Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие для вузов | М.: Логос, 2003 | |
Л2.3 | Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. | Культура русской речи и эффективность общения: учеб. пособие | М: Наука, 2008 | znanium.com |
Л2.4 | Горбачевич К. С. | Нормы современного русского литературного языка. : учебное пособие | М.: Просвещение // ЭБС "Университетская библиотека online", 1978 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Национальный корпус русского языка | www.ruscorpora.ru | ||
Э2 | Справочно-информационный портал «Грамота.ру» | www.gramota.ru | ||
Э3 | Справочно-информационная система «Словари.ru» | slovari.ru | ||
Э4 | Толковый словарь иностранных слов. | foreign.slovaronline.com | ||
Э5 | Словарь современного языка | myslang.ru | ||
Э6 | Общий толковый словарь русского языка (поисковая система объединяет самые популярные толковые словари русского языка). | tolkslovar.ru | ||
Э7 | Словарь устаревших слов | www.krupenichka.ru | ||
Э8 | Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке | www.hi-edu.ru | ||
Э9 | М. Я. Гловинская, Е. И. Галанова и др.. Современный русский язык: Активные процессы на рубеже XX— XXI веков | scicenter.online | ||
Э10 | Культура письменной речи | gramma.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс разбит на следующие содержательные разделы: 2 семестр - «Ортология как лингвистическая дисциплина (вводный теоретический курс)», «Орфоэпические нормы русского языка», «Акцентологические нормы русского языка», 3 семестр - «Морфологические нормы», 4 семестр - «Синтаксические нормы», «Ортология текста». Каждый из разделов заканчивается итоговым проверочным тестом, оцениваемым по пятибалльной шкале. «Ортология» представляет собой практический курс, поэтому на лабораторных занятиях рассматриваются все темы, означенные в программе. Самостоятельная работа студентов рассчитана на 82 аудиторных часа и предполагает выполнение упражнений из методического пособия, лекций и тестовых заданий из ЭУМК). Существенную помощь в освоении курса окажут: - рабочая программа курса, освещающая тематический план занятий; - глоссарий, отражающий необходимый терминологический минимум курса; - список научных работ и учебной литературы; - список изучаемых словарей (ЭУМК содержит часть изучаемых словарей в электронном формате); - учебное пособие Доронина С.В. трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс. Барнаул, 2010; 2016. Оно содержит список научных работ, необходимых для освоения разделов курса, практические, исследовательские задания, упражнения для закрепления материала и проверочные тесты: |