МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы тактики допроса на предварительном следствии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере уголовного судопроизводства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_УСП-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
в том числе инт. 2 2 2 2
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.юрид.наук., доцент, Поляков Виталий Викторович

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук., доцент, Калашник Наталья Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Проблемы тактики допроса на предварительном следствии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познание и усвоение методологических основ проведения допроса, значения уголовно-процессуальных прав и обязанностей участников уго-ловного судопроизводства;
изучение системы и содержания действий следователя по подготовке и проведению допроса на предварительном следствии, а также способов предотвращения намеренного и ненамеренного искажения информации допрашиваемым;
выявления и устранения процессуальных ошибок в ходе проведения допроса;
подготовку специалиста высшей квалификации, способного эффективно расследовать преступления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5:сущность и содержание основных приемов допроса, правила применения технико-криминалистических средств, знать средства влияия на предупреждение преступного поведения
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5:применять соответствующие так-тические приемы допроса, применять технико-криминалистические средства, влиять на предупреждение преступного поведения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5:навыками применения технико-криминалистических средств, проведения допроса в различных следственно-судебных ситуациях, выбора и применения необходимых тактических приемов, организации допроса, предупреждать преступное поведение

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, сущность, значение и психологические основы допроса.
1.1. Понятие, сущность, значение и психологические основы допроса Лекции 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие, сущность, значение и психологические основы допроса Практические 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие, сущность, значение и психологические основы допроса Сам. работа 2 8 ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Стадии допроса
2.1. Стадии допроса Практические 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1
2.2. Стадии допроса Сам. работа 2 8 ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Подготовка к допросу
3.1. Подготовка к допросу Практические 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1
3.2. Подготовка к допросу Сам. работа 2 8 ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Классификации и виды тактических приемов допроса
4.1. Классификации и виды тактических приемов допроса Лабораторные 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1
4.2. Классификации и виды тактических приемов допроса Сам. работа 2 10 ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Общие приемы допроса подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля
5.1. Общие приемы допроса подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля Практические 2 2 ПК-5 Л2.1, Л1.1
5.2. Общие приемы допроса подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля Сам. работа 2 10 ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Особенности допроса подозреваемых, обвиняемых
6.1. Особенности допроса подозреваемых, обвиняемых Сам. работа 2 8 ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Особенности допроса свидетелей и потерпевших
7.1. Особенности допроса свидетелей и потерпевших Сам. работа 2 10 ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Понятие, сущность и принципы перекрестного допроса. Очная ставка
8.1. Понятие, сущность и принципы перекрестного допроса. Очная ставка Сам. работа 2 10 ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Ситуации допроса и их разрешение в ходе предварительного расследования
9.1. Ситуации допроса и их разрешение в ходе предварительного расследования Сам. работа 2 10 ПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Фиксация допроса
10.1. Фиксация допроса Сам. работа 2 10 ПК-5 Л2.1, Л1.1
10.2. Зачет Зачет 2 4 ПК-5 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие, сущность, значение и психологические основы допроса.
2. Критерии допустимости тактических приемов допроса.
3. Классификации и виды тактических приемов допроса.
4. Выбор наиболее эффективной тактики допроса.
5. Виды криминалистических ситуаций допроса и алгоритмы их разрешения.
6. Общие приемы допроса подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля.
7. Особенности допроса подозреваемых.
8. Особенности допроса обвиняемого.
9. Особенности допроса свидетелей.
10. Особенности допроса потерпевшего.
11. Допрос с участием специалиста.
12. Понятие, сущность и принципы перекрестного допроса.
13. Приемы маскировки целей допроса.
14. Тактический прием «внезапность».
15. Тактика допроса вдвоем.
16. Тактика проведения повторного и дополнительного допроса.
17. Тактика предъявления доказательств в ходе допроса.
18. Тактика проверки показаний.
19. Приемы, основанные на «максимальной информированности» о криминальной деятельности.
20. Ситуации допроса.
21. Признаки ситуации, связанной с инсценировкой алиби. Тактические приемы допроса.
22. Признаки ситуаций, связанных с оговором и самооговором. Тактические приемы допроса.
23. Признаки «проговорки». Тактические приемы допроса.
24. Признаки ситуации, когда показания ложны. Тактические приемы допроса.
25. Ситуация отказа от дачи показаний. Тактические приемы допроса.
Фиксация допроса.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Драпкин Л.Я. - Отв. ред. КРИМИНАЛИСТИКА В 3 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филиппов А.Г. - отв. ред. ВВЕДЕНИЕ В КРИМИНАЛИСТИКУ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Проблемы тактики допроса на предварительном следствии" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.