МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Историческое краеведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в гуманитарных науках
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИвГН-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 85
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доц., Назаров И.И.;к.и.н., доц., Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доц., Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Историческое краеведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является знакомство студентов с основами исторического краеведения. Курс рассматривается нами на основе региональных материалов Западной Сибири и Алтая.
Для достижения поставленной цели в курсе реализуются следующие задачи.
1. Знакомство с деятельностью исследователей региона с конца XIX до начала XXI веков.
2. Выявление основных групп источников исторического краеведения.
3. Методы работы с источниками.
4. Система организации сбора, хранения и изучения источников в музеях и архивах.
5. Преподавание исторического краеведения в школе и в вузе.
6. Основные формы краеведческой работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

OK-6 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-24 способность готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных источниках исследований в области исторического краеведения;
о специфике краеведческой формы работы в различных учреждениях;
об этапах в изучении края;
персоналии ведущих краеведов
3.2.Уметь:
3.2.1.готовить обзоры литературы и электронных информационных образовательных ресурсов на краеведческую тематику; анализировать краеведческую литературу и источники при осуществлении учебной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками дискуссионной формы обсуждения проблем краеведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие исторического краеведения.
1.1. Краеведение как форма научного познания мира Лекции 4 2 ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Источники исторического краеведения Практические 4 2 ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.3. Виды краеведческой работы Сам. работа 4 25 ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Краеведческая работа в образовательных учреждениях
2.1. Вузовское краеведение и его особенности. Лекции 4 2 ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Школьное краеведение и его особенности Лекции 4 2 ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Кружковая краеведческая работа в школе Практические 4 4 ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Музейное и библиотечное краеведение Сам. работа 4 20 ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Исследователи Западной Сибири и Алтая
3.1. Исследователи Алтая в дореволюционную эпоху Лекции 4 2 ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Исследователи Алтая XX в. Лекции 4 4 ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Исследователи Алтая конца XX - начала XXI вв. Практические 4 2 ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Современные краеведческие школы Алтая Сам. работа 4 20 ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Краеведческие организация и учреждения
4.1. Первые краеведческие организации и учреждения на Алтае Практические 4 2 ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Краеведческие издания Сам. работа 4 20 ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Современные организации и учреждения краеведения на Алтае Практические 4 10 ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Экзамен 4 27 ПК-24 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Историческое краеведение как учебная дисциплина, научное направление и общественное движение.
2. Предметно-объектная область исторического краеведения. Соотношение региональной истории и исторического краеведения. Виды и уровни краеведения.
3. Краеведческие знания россиян (от зарождения до конца XVIII в.)
4. Историческое краеведение в Сибири в XIX – начале XX в.
5. Персоналия как разновидность исторического исследования.
6. Источники исторического краеведения и их типология. Методы исследования.
7. Археологические источники в краеведении.
8. Этнографические источники в краеведении.
9. Письменные источники в краеведении.
10. Устные источники в краеведении.
11. Деятельность Общества любителей исследования Алтая.
12. Вклад сотрудников Алтайского подъотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества в развитие краеведения Алтая.
13. Деятельность сотрудников артели «Краевед» в Барнауле.
Барнаульский краевед С.И. Гуляев.
12. Г.Н. Потанин как исследователь Алтая.
13. Н.М. Ядринцев – исследователь Алтая.
14. Вузовское краеведение и его особенности.
15. Школьное краеведение и его особенности.
16. Краеведческая деятельность Н.С. Гуляева.
17. Вклад В.И. Верещагина в краеведение Алтая.
18. А.П. Велижанин как краевед.
19. Краеведческие изыскания П.М. Юхнева.
20. П.А. Казанский как краевед.
21. Исследовательская деятельность Ф.-А. Геблера на Алтае.
22. Краеведческая деятельность Б.Х. Кадикова на Алтае.
23. Город как объект краеведения.
24. Культовое зодчество как объект краеведения.
25. Памятники искусства, генеалогические и топонимические источники в краеведении.
26. Краеведческая деятельность музеев. Музеи Алтая.
27. Краеведческая деятельность архивов. Архивы Алтая.
28. История школьного краеведения на Алтае.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Издания по краеведению (XVIII–XIX вв.).
2. Проблемы краеведения в периодических изданиях XX в.
3. Краеведческая деятельность Общества любителей исследования Алтая.
4. Вклад сотрудников Алтайского подъотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества в краеведение Алтая.
5. Провинциальные краеведы и их работы.
6. Формирование школьного краеведения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Используя полученные знания, попытайтесь показать различия между научным и краеведческим способами познания.
2. Функции исторического краеведения и их влияние на жизнь общества.
3. Охарактеризуйте локальный подход к исследованию исторического прошлого.
4. Охарактеризуйте организационно-научные центры российского краеведения.
5. Осуществите анализ деятельности одной из краеведческих организаций, действовавших на Алтае (Общество любителей исследования Алтая, Алтайский подъотдел Западно-Сибирского отдела Русского географического общества, артель «Краевед»).
6. Составление библиографического списка по теме «Новейшие краеведческие издания».
Зарегистрируйтесь в электронной библиотеке elibrary.ru В поисковом запросе введите несколько комбинаций по указанной теме, составьте список из 15 публикаций, изданных в 2000-х гг. Список должен быть оформлен в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале XX в. : учеб. пособие АЗБУКА, 2012 elibrary.asu.ru
Л1.2 В. А. Скубневский, Ю. М. Гончаров Города Западной Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в.: Население. Экономика. Застройка и благоустройство : ИП Колмогоров И. А., 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Болтушкин В. В. Краеведение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дорохов В. Г. Краеведение: Учебная литература для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Зиганшин И. И., Кадыров Б. Г. Краеведение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Познание, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическим занятиям, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практических занятий, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену. Работа практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Студент частично изучил указанную литературу и источники.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Обозначенные практические задания и письменные работы выполняются студентами самостоятельно и предоставляются на проверку преподавателю после освоения каждой темы дисциплины. Ответы на письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускается плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются.
К экзамену допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все представленные задания, не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий.
Экзамен призван оценить работу студента-бакалавра по дисциплине, выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы. В билет включены два вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.