МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы искусства эпохи Возрождения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.03.03. История искусств
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_03_03_ИИ-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, О.А. Шелюгина

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Основы искусства эпохи Возрождения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.03.03 История искусств (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 936)

составлена на основании учебного плана:
50.03.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование целостного представления об особенностях художественной культуры эпохи Возрождения, ведущих мастерах и ключевых произведениях западноевропейского изобразительного искусства и архитектуры XIII-XVI вв.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.характер и особенности ренессансной художественной культуры, ключевые произведения мастеров живописи, скульптуры и архитектуры каждого периода
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать произведения выдающихся мастеров искусства эпохи Возрождения, выявлять характерные особенности и основные этапы культурно-исторической эпохи, стилей и направлений Ренессанса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками адекватного и корректного использования научного тезауруса и методологических принципов в исследовательской деятельности искусства эпохи Возрождения, атрибуцией ключевых произведений, характеризующих важнейшие вехи в истории искусства эпохи Возрождения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика искусства эпохи Возрождения
1.1. Общая характеристика эпохи Возрождения. Историография и периодизация искусства эпохи Возрождения Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Терминологический аппарат дисциплины Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Научные публикации и информационные ресурсы по проблематике дисциплины Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.4. Исследователи художественной культуры Возрождения Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.5. Ведущие музейные собрания произведений эпохи Возрождения Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Искусство Проторенессанса и раннего Возрождения
2.1. Понятие Проторенессанса. Истоки зарождения ренессансной культуры Практические 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Особенности сложения системы видов и жанров искусства итальянского Ренессанса Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Раннее Возрождение в Италии Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Мастера раннего Возрождения Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
2.5. Итальянский Ренессанс и средневековые предпосылки его становления Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Высокое и позднее Возрождение в Италии
3.1. Основные художественные центры итальянского Ренессанса Практические 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Монументальные формы искусства и синтез искусств в эпоху высокого Возрождения Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
3.3. Мастера эпохи Выского Возрождения Сам. работа 2 3 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
3.4. Значение достижений итальянского Ренессанса в мировой художественной культуре Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Особенности художественной практики позднего итальянского Возрождения Сам. работа 2 8 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Искусство Северного Возрождения
4.1. Формальные и содержательные особенности искусства Северного Возрождения Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
4.2. Техники изобразительного искусства Северного Возрождения Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
4.3. Мастера Северного Возрождения Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
4.4. Жанры изобразительного искусства Северного Возрождения Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
4.5. Влияние готического искусство на сложение художественных традиций Северного Возрождения Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л3.1
4.6. Экзамен Экзамен 2 9 ОПК-1, ПК-6 Л1.2, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильина Т.В., Фомина М.С История искусства западной европы. От античности до наших дней:: учебник Юрайт, , 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дворжак, М. История искусства как история духа: М.- Москва// ЭБС Лань, 2014 e.lanbook.com
Л2.2 Гнедич П.П. История искусств: М.: Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека online", 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36374
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Т. М. Степанская, Л. И. Нехвядович Введение в историю искусства: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Google Arts & Culture artsandculture.google.com
Э2 Искусство средних веков и Возрождения // Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина pushkinmuseum.art
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, необходимо в первую очередь ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины,со списком основной и дополнительной литературы.
Лекции имеют целью дать систематизированные основы научных знаний в сфере истории искусства. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию для необходимо изучить, повторить теоретический материал по заданной теме. Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать справочную и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; работу с актуальными публикациями по проблематике дисциплины; работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом.
В процессе работы с литературой и онлайн-ресурсами студент может делать конспект в классической форме или в виде схем, интеллект-карт, составлять краткие тезисы, готовить аннотации ключевых публикаций и сетевых информационных ресурсов по истории искусства.