МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спичрайтинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол.н, доцент, Валюлина Е.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП «Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения)», Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Спичрайтинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.03.2015г. №271)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является освоение необходимых для специалиста в области медиа жанровых моделей спичрайтинга, а также овладение практическими навыками создания спичрайтерского текста.Обеспечение профессионального образования, способствующего успешному применению знаний в области подготовки текстов устных публичных выступлений. Основное внимание уделяется формированию у бакалавров системы знаний о содержании специфической PR-профессии и специфической PR-технологии.
Профессиональные цели освоения дисциплины:
Подготовка бакалавра к решению типовых задач экспериментально-исследовательской, производственно-технологической, организационно-управленческой, проектной деятельности в области публичных выступлений.
Задачи дисциплины:
- рассмотрение спичрайтинга как технологии и как профессии,
- изучение видов публичной речи и жанров спичрайтинга,
- освоение этапов подготовки к публичному выступлению,
- обретение устойчивых навыков в составлении спичрайтерского текстов различной структуры, жанра и жанровой разновидности,
- формирование навыков организации устного публичного выступления и подготовки к выступлению оратора.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-27 способностью участвовать в планировании и создании интегрированных маркетингово-коммуникационных кампаний, применяющих мультимедийные и интерактивные средства
ПК-28 способностью координировать ведение переговоров с заказчиками интегрированных маркетингово-коммуникационных кампаний, текущее взаимодействие с ними, а также презентацию результатов кампаний, применяя необходимые коммуникативные и организационные способности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Жанровые модели спичрайтерского текста, этапы подготовки материалов публичного выступления, способы и приемы усиления внимания аудитории, основы создания эффективной презентации, координировать и вести переговоры с заказчиком, использовать коммуникатиыне навыки, которые необходимы в определенной ситуации, специфику основы планирования и создании интегрированных маркетингово-коммуникационных кампаний, применяющих мультимедийные и интерактивные средства.
3.2.Уметь:
3.2.1.Правильно и логично оформлять свои мысли в устной и письменной форме, владеть культурой публичного выступления, понимать особенности целевой аудитории, ее ожидания и предпочтения, высказывать аргументированную точку зрения о проблемных вопросах; координировать и вести переговоры с заказчиком, использовать необходимые коммуникативные навыки в определенной ситуации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыки анализа своего и чужого текста различных жанров, создание спичрайтерского текста, навыки использования мультимедийных и интерактивных средств при создании текстов, особенности работы спичрайтера во фрилансинге, имеет навыки использования современных спичрайтинговых технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Спичрайтинг: от технологии до профессии
1.1. Спичрайтинг: объем и границы понятия (узкое и широкое толкование) Лекции 5 2 ПК-27, ПК-28 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Спичрайтинг как деловая риторика для другого лица и в его интересах («практическая риторика пиармена»). Лекции 5 4 ПК-27, ПК-28 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Определение основных понятий курса: спичрайтинг, спичрайтер, спичрайтерский текст (по А.Д. Кривоносову). Лекции 5 4 ПК-27, ПК-28 Л1.1, Л1.2
1.4. Спичрайтинг как создание текста публичного выступления Практические 5 6 ПК-27, ПК-28 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Специфика работы спичрайтера Сам. работа 5 16 ПК-27, ПК-28 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Жанровые модели спичрайтинга
2.1. Жанрообразование в письменных PR-коммуникациях. Лекции 5 2 ПК-27, ПК-28 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Типологические особенности публичных выступлений Практические 5 4 ПК-27, ПК-28 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Жанрообразующие факторы PR-текста: предмет изображения, целеустановка, метод сбора информации и стилистико-языковой фактор Сам. работа 5 16 ПК-27, ПК-28 Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Нарративные стртегии и суггестия в спичрайтинге
3.1. Прецедентный текст и источники прецедентности. Языковая игра в рекламе и ее функции Лекции 5 4 ПК-27, ПК-28 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Правовые основы и этические нормы спичрайтинговой деятельности Практические 5 2 ПК-27, ПК-28 Л1.1, Л1.2
3.3. Устные и письменные речи для разных областей медиа Сам. работа 5 12 ПК-27, ПК-28 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Организационная основа спичрайтинговых услуг
4.1. Учет особенностей аудитории при подготовке публичного выступления Практические 5 2 ПК-27, ПК-28 Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Написание текста публичного выступления Практические 5 2 ПК-27, ПК-28 Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.3. Организация устного публичного выступления Практические 5 4 ПК-27, ПК-28 Л1.1, Л1.2
4.4. Возможности фрилайсинговой деятельсноти в сфере спичрайтинга Сам. работа 5 12 ПК-27, ПК-28 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Спичрайтинговые услуги в России Сам. работа 5 16 ПК-27, ПК-28 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.А. Бобров Путь к профессионализму: учебное пособие М. : Директ-Медиа//ЭБС «Университетская библиотека online», 2014 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233722
Л1.2 И.А. Стернин Стернин, И.А. : Типы речевых культур : учебное пособие 2-е изд., стер. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375702
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Олешко Е. В. Техника и технология СМИ: шрифтовая культура массмедиа: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Уральского университета, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Александров Д.Н. Риторика: учеб. пособие М.: Флинта, 2018 http://znanium.com/bookread2.php?book=495849&spec=1 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=84557 https://e.lanbook.com/book/109517
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал "Бизнес и технологии" www.vc.ru
Э2 Профессиональное сообщество в сфере медиакоммуникаций sila.media
Э3 Сообщество внутренних коммуникаторов www.inside-pr.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.

Практическое занятие – форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.

Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.

Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.