МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 30 30 30 30
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель, Эбелинг Эвелина Олеговна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов необходимые общекультурные и профессиональные компетенции, предусмотренные для дисциплины «Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях» Федеральным государственным образовательным стандартом.
Сформировать у студентов систему профессиональных представлений о различных видах трудных жизненных ситуаций и психологических закономерностях их отреагирования;
Сформировать у студентов навыки оказания психологической помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
ПК-5 Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
ПК-7 Способностью вырабатывать организационные решения проблем в молодежной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Психологические закономерности переживания трудных жизненных ситуаций и факторы успешного преодоления стрессовых состояний.
Теоретические подходы и эмпирические модели оказания психологической помощи в трудных жизненных ситуациях.
Возможности и ограничения конкретных методов психологической поддержки и сопровождения личности в условиях трудной жизненной ситуации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Распознавать и анализировать характеристики трудных жизненных ситуаций, значимые с точки зрения выбора оптимальной стратегии психологической помощи.
Осуществлять профилактику возникновения трудных жизненных ситуаций, сопряженного с рискованным поведением молодежи.
Формировать навыки эффективного преодоления сложных жизненных ситуаций у молодежи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками разработки программ и методов психологической помощи молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Навыками целесообразного отбора помогающих психологических методик и техник и их корректного использования.
Навыками оценки и оптимизации собственного психологического состояния в процессе оказания психологической помощи в кризисных ситуациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях
1.1. Психология жизненных ситуаций. Сравнительный анализ понятий «трудная жизненная ситуация», «экстремальная ситуация», «кризисная ситуация». Классификация трудных жизненных ситуаций Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Типология стрессоров и стрессотравмирующих событий. Психологические факторы стрессоустойчивости Практические 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие трудной жизненной ситуации. Сам. работа 8 4 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Объективные и субъективные факторы возникновения трудных жизненных ситуаций. Позиция личности в условиях трудной жизненной ситуации Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Особенности эмоционального переживания трудных жизненных обстоятельств. Процесс горевания Практические 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Модели, стратегии, защитные механизмы поведения человека в трудных жизненных ситуациях Практические 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Классификация трудных жизненных ситуаций. Сам. работа 8 4 ОПК-4, ПК-5 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Понятие психологической травмы. Теории психологической травмы Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Индивидуальные кризисы жизненного пути, закономерности их возникновения и условия разрешения Практические 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Объективные и субъективные факторы возникновения трудных жизненных ситуаций Сам. работа 8 4 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Понятие посттравматического стресса. Теоретические и эмпирические модели посттравматического стресса Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Современные экзистенциальные кризисы как предмет психологической практики Практические 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Технологии психологической помощи лицам, пережившим насилие Практические 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Закономерности восприятия трудной жизненной ситуации. Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Принципы и технологии психологического сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Психологическая поддержка в ситуации значимой потери Практические 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.17. Теории психологической травмы. Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.18. Психологическое сопровождение в ситуации болезни и умирания Практические 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.19. Принципы психологического сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.20. Посттравматическое стрессовое расстройство: понятие, факторы, диагностические признаки. Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.21. Особенности оказания психологической помощи участникам боевых действий и жертвам военных конфликтов Практические 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.22. Цели психологической помощи в экстремальной ситуации. Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.23. Психологическое сопровождение в условиях риска суицидального поведения Практические 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.24. Принципы психологической реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами Практические 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.25. Методы психологической помощи при посттравматическом стрессе. Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.26. Вторичная травматизация специалистов помогающих профессий: профилактика и преодоление негативных последствий Практические 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.27. Теории посттравматического стресса. Сам. работа 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.28. Оказание психологической помощи в экстренных ситуациях: основные принципы, цели и методы работы Практические 8 2 ОПК-4, ПК-5, ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Понятие трудной жизненной ситуации.
Разграничение понятий «трудная жизненная ситуация», «экстремальная ситуация», «кризисная ситуация».
Классификация трудных жизненных ситуаций.
Объективные и субъективные факторы возникновения трудных жизненных ситуаций.
Закономерности восприятия трудной жизненной ситуации.
Теории психологической травмы.
Теории посттравматического стресса.
Принципы психологического сопровождения личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации
Цели психологической помощи в экстремальной ситуации.
Посттравматическое стрессовое расстройство: понятие, факторы, диагностические признаки.
Методы психологической помощи при посттравматическом стрессе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закономерности восприятия трудной жизненной ситуации.
Теории психологической травмы.
Теории посттравматического стресса.
Методы психологической помощи при посттравматическом стрессе.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Патраков Э. В., Абдуллаева С. Г., Деточенко Л. С. Социально-психологическая помощь лицам с социальной дезадаптацией (на основе когнитивно-поведенческого подхода): Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Е. А. Ипполитова Психологическая помощь человеку, переживающему кризис: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А., Родина А. М. ; Под ред. Кораблиной Е.П. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э5 Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Э6 Вопросы психологии – каталог полнотекстовых статей - http://www.voppsy.ru/
Э7 Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/
Э8 Интернет-служба экстренной психологической помощи – портал - http://www.psi.mchs.gov.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для просмотра документальных видеоматериалов: Media Player Classic Home Cinema.
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала: Microsoft office Power Point.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.