МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология рекламы и связей с общественностью

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-1-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 69
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 20 20 38 38
Практические 22 22 24 24 46 46
Сам. работа 32 32 37 37 69 69
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.филол.н., доц., Милюкова А.Г.

Рецензент(ы):
начальник отдела по внешним связям Барнаульского представительства ООО «Сибирская генерирующая компания», Терешкина Е.А.

Рабочая программа дисциплины
Социология рекламы и связей с общественностью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор А.В. Ковалева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор А.В. Ковалева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать студентам знания и выработать навыки в области содержания и технологий социологии рекламы и связей с общественностью
выработать у студентов понимание сущности социологического подхода к рекламе и связям с общественностью
научить студентов навыкам социологического анализа рекламы и связей с общественностью , в том числе блока коммуникатора, блока "текст", блока аудитории
научить студентов навыкам социологического моделирования массово-коммуникационных процессов;
научить студентов умению использовать социологические знания о рекламе и связях с общественностью для планирования и реализации программ в профессиональной сфере РиСО.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен отвечать на запросы и потребности общества и аудитории в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Социологические методы для определения запросов и потребностей общества и аудитории в профессиональной деятельности по рекламе и связям с общественностью;
Суть социологического подхода для решения задач в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
Возможности использования компьютерных программ для социологических исследований для решения задач в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
Методы социологических исследований для решения задач в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать социологические методы для определения запросов и потребностей общества и аудитории в профессиональной деятельности по рекламе и связям с общественностью;
Использовать социологические знания для осуществления профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
Использовать компьютерные программы для социологических исследований для осуществления профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
Использовать социологические знания для осуществления профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
Использовать опросы общественного мнения, фокус-группы для осуществления профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками заказа социологических исследований для определения запросов и потребностей общества и аудитории в профессиональной деятельности по рекламе и связям с общественностью;
Навыками социологического анализа для осуществления профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
Навыками социологического моделирования для осуществления профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
Навыками подготовки аналитических отчетов, справок , прогнозов по результатам социологических исследований для осуществления профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Реклама и связи с общественностью: социологический подход
1.1. Социология рекламы и связей с общественностью: основные подходы Лекции 3 8 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие о социологии рекламы и связей с общественностью Практические 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Социологическое моделирование процессов массовых коммуникаций в деятельности специалиста по рекламе и связям с общественностью Лекции 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Функционалистская (тактическая) парадигма социологических исследований в сфере рекламы и связей с общественностью Практические 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Социокультурная парадигма социологических исследований в сфере рекламы и связей с общественностью Практические 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Коммуникатор в рекламе и связях с общественностью как объект социологического анализа Лекции 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Коммуникатор в рекламе и связях с общественностью как объект социологического анализа Практические 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.8. Медиатекст как объект социологического анализа Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Медиатекст как объект социологического анализа Практические 3 6 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Принципы и технологии организации и проведения эмпирических социологических исследований в сфере рекламы и связей с общественностью
2.1. Общие принципы организации и проведения эмпирических социологических исследований в сфере рекламы и связей с общественностью Лекции 4 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Эмпирическое исследование аудитории в сфере рекламы и связей с общественностью. Программа и техническое задание Практические 4 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Эмпирические социологические исследования коммуникатора и текста массовых коммуникаций Лекции 4 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Эмпирические социологические исследования аудитории в сфере рекламы и связей с общественностью Лекции 4 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Организация эмпирических исследований в сфере рекламы и связей с общественностью в стране и регионе Лекции 4 8 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Выборка социологического исследования Практические 4 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Технология составления анкеты / опросника Практические 4 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Технология подготовки и проведения фокус-группы Практические 4 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Заказ социологического исследования в сфере рекламы и связей с общественностью Практические 4 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Технология проведения контент-анализа Практические 4 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Онлайн-исследования массовых коммуникаций Практические 4 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Технологии подготовки отчета на исследованию МК Практические 4 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Самостоятельная работа Сам. работа 3 32 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.14. Самостоятельная работа Сам. работа 4 37 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.15. Итоговый контроль Экзамен 4 27 ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Касьянов, В. В. Социология массовой коммуникации : учебник для академического бакалавриата ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/FB2A2FDC-ED57-4BC1-8F45-90D90432872D
Л1.2 Федотова, Л. Н Социология массовых коммуникаций. Теория и практика: учебник для бакалавров ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/A5683ECE-E3BA-4D22-8C86-6E44EE1389BB
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В.И. Дудиной, Е.Э. Смирновой Методология и методы социологического исследования : учебник СПб. : Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э4 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение дисциплины завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.