МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг СМИ: поисковые системы, социальные сети и продвижение в виртуальном пространстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz42_04_02_ЖТиММР-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 103
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., профессор, Пургин Юрий Петрович

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Семилет Тамара Алексеевна

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг СМИ: поисковые системы, социальные сети и продвижение в виртуальном пространстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лукашевич Елена Васильевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Лукашевич Елена Васильевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать умение ориентироваться в различных аспектах функционирования СМИ (исторических, экономических, политических,правовых, социальных, психологических, этических, кадровых,
профессионально-творческих); научить понимать специфические и общие тенденции и перспективы развития мировой медиаиндустрии и уметь использовать эти знания в исследовательской и практической деятельности; дать знания в области медиаэкономики и медиамаркетинга.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен анализировать потребности общества и интересы аудитории в целях прогнозирования и удовлетворения спроса на медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты
ПК-3 Способен организовать работу и руководить предприятием (подразделением) в современной медиаиндустрии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.потенциальную реакцию целевой аудитории на создаваемые журналистские тексты и (или) продукты; данные социологических исследований о потребностях общества и интересах отдельных аудиторных групп
3.2.Уметь:
3.2.1.распределять кадровые и финансовые ресурсы в соответствии с решаемыми задачами; планировать деятельность предприятия (подразделения) на временную перспективу

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками отслеживания результатов работы предприятия (подразделения) и оценивания ее эффективности по профессиональным индикаторам

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Основные экономические понятия и категории. Рыночные процессы в сфере экономики и их влияние на СМИ Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Виды маркетинга Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Интегрированный и инновационный маркетинг. Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Современные медиасистемы и медиарынок Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Изучение литературы Сам. работа 2 8 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Информация как основной товар СМИ Практические 2 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.7. Структура рынка СМИ Практические 2 3 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.8. Особенности российского рынка СМИ Практические 2 3 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.9. Анализ российского рынка СМИ Сам. работа 2 25 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.10. Особенности маркетинга электронных СМИ Практические 2 4 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.11. Основные компоненты маркетинговой политики электронных СМИ. Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.12. Коммуникационная политика СМИ. Лекции 2 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.13. Стратегия маркетинга в редакции Практические 2 2 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.14. Рейтинг печатных и электронных СМИ Сам. работа 2 20 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.15. Специфика продвижения федеральных СМИ Сам. работа 2 25 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.16. Специфика продвижения региональных СМИ Сам. работа 2 25 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.17. Экзамен 2 13 ОПК-4, ПК-3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бузин, В.Н. Медиапланирование: теория и практика : Юнити, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Мельникова, Надежда Анатольевна Медиапланирование. Стратегическое и тактическое планирование рекламных кампаний : Дашков и К°, 2012
Л1.3 Марусева, И.В. Менеджмент и маркетинг в сервисе : Берлин : Директ-Медиа, 2019 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Уланова, М.А. Интернет-журналистика: практическое руководство : Аспект Пресс, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457406
Л2.2 под ред. Е. Л. Вартановой Медиасистема России : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2017
Л2.3 под ред. Е.Л. Вартановой СМИ в меняющейся России : Аспект Пресс, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Профессиональная социальная сеть для Журналистов, Стрингеров, Блогеров, PR-менеджеров, Пресс-секретарей, Маркетологов и Экспертов-Ньюсмейкеров deadline.media
Э2 Научное издание «Меди@льманах» www.journ.msu.ru
Э3 Электронная библиотека изданий по журналистике (авторский проект Екатерины Алеевой) www.evartist.narod.ru/journ.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Оpen office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.