МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системный анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_03_02_ФИиИТ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Понькина Е.В.;к.т.н., доцент, Маничева А.С.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Системный анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.03.02 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №224)

составлена на основании учебного плана:
02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Хворова Л.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение базовых знаний и навыков в области системного анализа реальных процессов и объектов, исследования их свойств на основе математических методов и информационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью к разработке алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования, математических, информационных и имитационных моделей, созданию информационных ресурсов глобальных сетей, образовательного контента, прикладных баз данных, тестов и средств тестирования систем и средств на соответствие стандартам и исходным требованиям
ПК-5 способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости вид и характер своей профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия теории систем и системного анализа, современные проблемы и направления развития методологии;
- способы описания систем, подходы моделирования систем;
- подходы измерения свойств объектов (качественно, либо количественно определенных);
- методы оценки интегральных свойств объектов;
- методы анализа закономерностей функционирования объектов;
- методы анализа системы разнородных факторов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- грамотно оперировать терминами предметной области;
- использовать изученные методы на практике;
- правильно истолковывать результаты анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- системного анализа объектов и процессов различной природы;
- целеполагания, выделения элементарного состава системы, идентификации управляемых переменных, параметров, факторов внешней среды, результирующих признаков в системе;
- сбора и обработки данных;
- анализа отдельных свойств объектов и их совокупности, построения закономерностей их изменения, разработки системы взаимосвязанных факторов;
- интерпретации (предметной) полученных результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория систем и системного анализа
1.1. История становления теории систем и системного анализа. Основные понятия теории систем и системного анализа. Лекции 5 1 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
1.2. Система: определение, свойства, классификация. Общий алгоритм проведения системного исследования, способы описания систем, общеметодологические проблемы Лекции 5 1 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
1.3. Чтение литературы по теме "Основы теории систем и системного анализа". Сам. работа 5 5 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
Раздел 2. Методы системного анализа
2.1. Методы измерения свойств объектов: ранги и шкалы, особенности применения и обработки данных Лекции 5 2 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.2. Методы оценки интегральных свойств объекта: метод простой ранжировки, метод попарных сравнений Лекции 5 2 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.3. Методы оценки интегральных свойств объекта: метод анализа иерархий Лекции 5 2 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.4. Метод оценки интегральных свойств объекта: метод главных компонент Лекции 5 2 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.5. Статистические модели систем: линейнаые регрессионные модели. Особенности разработки. Проблемы спецификации, идентификации, факторизации, наблюдения. Лекции 5 2 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.6. Статистические модели систем: логит-, пробит- и гомбит- регрессии, варианты прикладных задач, критерии качества моделей (ROC-анализ) Лекции 5 4 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.7. Модели системы факторов: Баейсовские сети доверия Лекции 5 2 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.8. Разработка шкал, сбор и предварительная обработка данных Лабораторные 5 2 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.9. Вычисление рейтинга объекта методом простой ранжировки, методом попарных сравнений Лабораторные 5 2 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.10. Вычисление рейтинга объекта методом анализа иерархий Лабораторные 5 2 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.11. Вычисление рейтинга объекта методом главных компонент Лабораторные 5 2 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.12. Статистическое моделирование: статистический анализ, линейная регрессия. Лабораторные 5 4 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.13. Статистическое моделирование систем: разработка логистической модели регрессии, анализ качества модели, интерпретация коэффициентов модели Лабораторные 5 6 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.14. Разработка Байесовской сети доверия (пакет Netica) Лабораторные 5 6 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.15. Шкалы и ранги Сам. работа 5 15 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.16. Вычисление рейтинга объектов Сам. работа 5 15 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.17. Статистическое моделирование систем Сам. работа 5 16 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5
2.18. Разработка Байесовской сети доверия Сам. работа 5 15 Л2.4, Л3.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тимофеев В. С., Фаддеенков А. В., Щеколдин В. Ю. ЭКОНОМЕТРИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Дубина И.Н. ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Балаганский И.А. Прикладной системный анализ: учебное пособие Издательство НГТУ, 2013 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Заграновская А.В., Эйсснер Ю.Н. ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ЭКОНОМИКЕ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Волкова В.Н., Денисов А.А. ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.4 Орлов А.И. Прикладная статистика: М.: Экзамен, 2009 biblioclub.ru
Л2.5 Системный анализ и математическое моделирование сложных экологических и экономических систем. Теоретические основы и приложения: Научные монографии Издательство Южного федерального университета, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Кузнецов В.В. - отв. ред. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л3.2 АлтГУ, Мат. фак., Каф. теорет. кибернетики и прикл. математики Теория систем и системный анализ [Электронный ресурс]: (пособие для практ. занятий): учеб. электрон. изд. для вузов АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "Лань". http://e.lanbook.com http://e.lanbook.com
Э2 Научная электронная библиотека "Elibrary". http://elibrary.ru http://elibrary.ru
Э3 Издательство МЦНО (свободно-распространяемые книги). http://www.mccme.ru/free-bookswww.mccme.ru/free-books
Э4 Библиотека моделей. http://www.netica.com
Э5 Электронная библиотечная система издательства "Юрайт". http://biblio-online.ru http://biblio-online.ru
Э6 "Системный анализ" страница дисциплины на Образовательном портале АлтГУ (Moodle) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Табличный процессор, текстовый процессор, операционная система, файловый менеджер, доступ к интернет, архиватор, Acrobat Reader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения.

2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.

3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов.
- Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем.
- При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

5. Итоговый контроль. 
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания.