МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнологическая экспертиза

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, И.И. Назаров

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, С.П. Грушин

Рабочая программа дисциплины
Этнологическая экспертиза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор, А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор, А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование четких представлений о задачах, основных направлениях и методах этнологической экспертизы за рубежом и в России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
ПК-5 владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами)
ПК-7 готовностью к составлению обзоров, рефератов, аннотаций и библиографии по тематике проводимых исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Нормативную и правовую базу в области регулирования национальных проблем
Основные понятия в области этнологии
3.2.Уметь:
3.2.1.Формулировать цели и задачи при осуществлении этнологической экспертизы
Применять полученные знания при проведении этнологических экспертиз
Осуществлять реферирование и аннотирование информации, связанной с этнологическими экспертизами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами управления коллективом
Навыками полевых этнографических исследований
Навыками библиографической работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1
1.1. Понятие этнологическая экспертиза. История формирования экспертно-аналитического направления в этнологической науке. Лекции 7 4 ОПК-2, ПК-5, ПК-7 Л3.1, Л3.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Этнологическая экспертиза как поле пересечения историко-культурных, археологических, этнологических, антропологических и юридических исследований. Междисциплинарность этнологической экспертизы. Основные российский центры этнологического мониторинга Сам. работа 7 24 ОПК-2, ПК-5, ПК-7 Л3.1, Л3.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Целевые аудитории в этнологическом мониторинге и этнологической экспертизе. Этнологические консультации. Проблемы обучения основам этнологической экспертизы. Практические 7 6 ОПК-2, ПК-5, ПК-7 Л3.1, Л3.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. 2
2.1. Международная и российская нормативно правовая база для реализации этнологической экспертизы. Основные направления этнологической экспертизы. Лекции 7 4 ОПК-2, ПК-5, ПК-7 Л3.1, Л3.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Предварительное установление возможных последствий промышленного освоения для местного сообщества. Выполнение экспертных работ для правоохранительных органов и медицинских учреждений в области этнорасовых характеристик представителей разных групп населения страны Сам. работа 7 24 ПК-5, ПК-7 Л3.1, Л3.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Экспертная оценка возможной конфликтогенности этнически окрашенной информации, предоставляемой СМИ. Проведение экспертиз по этническим, расовым и религиозным вопросам. Практические 7 8 ОПК-2 Л3.1, Л3.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. 3
3.1. Основные направления этнологического мониторинга и этнологической экспертизы. Методы этнологической экспертизы. Проектная основа экспертной деятельности в этнологии. Правовое регулирование вопросов экспертизы Лекции 7 4 ОПК-2 Л3.1, Л3.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Особенности антропологического (этнографического) метода. Предупреждение возможных негативных последствий влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации в результате намечаемой хозяйственной и иной деятельности на развитие этноса. Сам. работа 7 24 ПК-5, ПК-7 Л3.1, Л3.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Определение размеров и способов компенсации убытков, понесенных пользователями земель и природных ресурсов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных народов. Практические 7 10 ПК-5, ПК-7 Л3.1, Л3.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
1. основные задачи этнологической экспертизы.
2. Направления экспертной работы в прикладной этнологии.
3. Целевые группы этнологического мониторинга и этнологической экспертизы.
4. Основные этапы история формирования экспертно-аналитического направления в зарубежной этнологии.
5. Основные этапы формирования экспертно-аналитического направления в российской этнологии.
6. Междисциплинарность современной этнологической экспертизы.
7. Основные российские центры этнологического мониторинга: основные направления и опыт работы.
8. Международная правовая база, регулирующая этнологический мониторинг.
9. Особенности российской нормативной правовой базы по этнологическому мониторингу и этнологической экспертизе.
10. Этнологическая экспертиза законопроектов.
11. Экспертиза этнокультурной и этноконфессиональной ситуации.
12. Этнологические экспертизы хозяйственных проектов.
13. Определение возможных последствий промышленного освоения территорий.
14. Экспертная работа для правоохранительных органов и медицинских учреждений.
15. Экспертная оценка конфликтогенности информации в СМИ.
16. Экспертизы по религиозным вопросам.
17. Основные методы этнологической экспертизы.
18. Выработка рекомендаций и предложений.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ
1. Этнологическая экспертиза как прикладная дисциплина. На примере деятельности компании «Этнокансалтинг»: http://www.ethnoconsulting.ru/cntnt/uslugi/ekspertnay.html
2. Государственная этнологическая экспертиза республики Саха : http://www.yandex.ru/clck/jsredir?from=www.yandex.ru
3. Этнологическая экспертиза законопроектов.
4. Экспертная оценка возможной конфликтогенности этнически окрашенной инфор-мации, предоставляемой СМИ.
5. Проведение экспертиз по этническим, расовым и религиозным вопросам.

Темы рефератов
1. Статья 72 Конституции РФ и ее значение для ЭЭ: Источник: http://constrf.ru/razdel-1/glava-3/st-72-krf.
Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных мало-численных народов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями):
Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/180406/#ixzz4kpgQtNuY
2. Статьи 1-4;
3. Статья 5;
4. Статья 6:
5. Статья 7.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практическое задание для самостоятельной работы:
Роль Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах» (Женева, 27 июня 1989 г.) в формировании алгоритма и законодательной базы этнологической экспертизы
Практическое задание для самостоятельной работы:
Понятие этнологической экспертизы в Федеральным Законом от 30 апреля 1999 года № 82 – ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»: http://base.garant.ru/180406/

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Козьмина В.А., Бузина В.С. ЭТНОЛОГИЯ (ЭТНОГРАФИЯ). Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина Этнология (этнография): учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 И. И. Назаров Этнология и социальная антропология: учеб.-метод. комплекс для студентов бакалавриата Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л3.2 Кукин П.П., Колесников Е.Ю., Колесникова Т.М.- М. Оценка воздействия на окружающую среду. Экспертиза безопасности: Учебник и практикум Юрайт, 2016 https://www.biblio-online.ru/book/FDE478C3-F125-42E1-9A28-3FD0114EC31C
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека Гумер www.gumer.info
Э2 Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова www.hist.msu.ru
Э3 Сайт Института этнологии и антропологии РАН www. ras.iea.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 30.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 70.
К устному экзамену допускаются студенты, которые выполнили практические задания, и набрали не менее 50 баллов. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут.
Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".
Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".