МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Динамические модели экономического прогнозирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильИнформационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Пронь С.П.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Динамические модели экономического прогнозирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Хворова Л.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечение глубоких знаний в области математического моделирования экономических процессов для прогнозирования их результатов в условиях неопределенности.
Воспитание практических навыков применения методов стохастической математики для прогнозирования параметров временных рядов в отраслях экономики и на современных финансовых рынках.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен самостоятельно приобретать, развивать и применять математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания для решения нестандартных задач, в том числе в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте;
ОПК-4 Способен применять на практике новые научные принципы и методы исследований;
ПК-1 Способен использовать и развивать методы научных исследований и инструментарий информационных технологий в экономике и социальной сфере.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.систематизацию теоретических моделей и возможности их практического использования применительно к конкретным экономическим условиям.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять точные и приближенные методы динамического прогнозирования в условиях неопределенности, использовать их для решения финансово-экономических проблем в отраслях экономики и на современных финансовых рынках для определения параметров финансовых инструментов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками подбора известных и построения оригинальных методов и моделей динамического прогнозирования, адекватных конкретной экономической задаче;
- методами разработки расчетных схем для нахождения параметров финансовых потоков в отраслях экономики и на современных финансовых рынках.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология моделирования и прогнозирования мировой динамики
1.1. Динамическое прогнозирование с использованием модели Коба-Дугласа Практические 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Основные понятия и определения. Методология краткосрочного и долгосрочного прогнозирования динамики экономических систем Лекции 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.3. О новой методологии долгосрочного прогнозирования динамики экономики мировой системы и России Сам. работа 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.4. Возможности и ограничения существующих методов моделирования мировой динамики Лекции 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.5. Построение модели Мир-системы с использованием модели Форрестера Практические 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.6. Существующие методы моделирования моделирования мировой динамики Сам. работа 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.7. Уровни динамического моделирования мировой динамики. Подъемы циклов экономической активности Кондратьева и диффузия инноваций Лекции 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.8. Построение траектории динамики общего выпуска ВВП Практические 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.9. Иерархическое динамическое моделирование мировой динамики Сам. работа 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Методы динамического моделирования макросоциальных процессов в Мир-системе
2.1. Макротенденции мирового развития. Динамика численности населения, ВВП, урбанизации Лекции 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. Модели Ферстера динамики численности населения и ВВП. Сравнение динамики «Центра» и «Периферии» Практические 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. Системный анализ мировой динамики Сам. работа 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.4. Модели цикличность процессов в мировой динамике Лекции 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.5. Сравнение динамики «Центра» и «Периферии» Практические 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.6. Современная ситуация и возможные сценарии мирового развития. Математические модели и прогнозы Сам. работа 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.7. Методы динамического моделирование макросоциальных процессов Лекции 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.8. Методы динамического моделирование макросоциальных процессов Практические 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.9. Математическое моделирование и прогнозирование мировой динамики Сам. работа 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 3. Методы динамического моделирования трендов мирового развития
3.1. Базовая модель изменения глобальных тенденций Лекции 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.2. Расчет прогнозов демографической, технологической, социальной и экономической динамики на множестве сценариев роста, стабилизации и снижения Практические 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.3. Построение адаптивной модель производственной функции экономики страны по модели Коба-Дугласа с учетом человеческого капитала Практические 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.4. Моделирование экономической динамики с учетом особенностей технологического развития Сам. работа 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.5. Базовая модель взаимодействия «центра» и «Периферии» Мир-системы Лекции 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.6. Моделирование особенностей взаимодействия стран «Центра» и «Периферии» Мир-системы Практические 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.7. Моделирование неравновесных циклов и кризисов Сам. работа 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.8. Адаптивная модель производственной функции Лекции 3 2 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1
3.9. Адаптивное прогнозирование на основе моделирования взаимосвязанных временных рядов Сам. работа 3 56 Л3.2, Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кийко П. В., Щукина Н. В. Эконометрика. Продвинутый уровень: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Елисеева И.И. - Отв. ред. ЭКОНОМЕТРИКА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Воскобойников Ю.Е. Эконометрика в Excel. Модели временных рядов: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
Л3.2 Дубина И.Н. Математико-статистические методы в эмпирических социально-экономических исследованиях: Учебное пособие Финансы и статистика, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru.
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com.
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: www.biblioclub.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Excel, Microsoft Office Word, Adobe Reader, Microsoft Windows, 7-Zip.
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/.
2. Znanium.com [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://znanium.com.
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/.
4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru.
5. Издательство МЦНМО [Электронный ресурс]. – URL: www.mccme.ru/free-books. Свободно распространяемые книги издательства Московского центра непрерывного математического образования.
6. Математическая библиотека [Электронный ресурс]. – URL: www.math.ru/lib.
7. Руконт [Электронный ресурс]: межотраслевая электронная библиотека. – URL: http://rucont.ru.
8. Электронная библиотека БИ СГУ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bfsgu.ru/elbibl.
9. Электронная библиотека СГУ [Электронный ресурс]. – URL: http://library.sgu.ru/.
10. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- систематически проверять свои знания;
- усвоить содержание основных понятий;
- систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется:
- систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам;
- своевременно выполнять практические задания, подготавливать доклады в соответствии с темами самостоятельной работы.