МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аранжировка и обработка народных мелодий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Аранжировка и обработка народных мелодий

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучение самостоятельной работе по созданию партитур для оркестра и различных ансамблей
овладение студентами оркестровой фактурой (мелодия, фигурация, бас, оркестровая педаль, контрапункт)
приобретение практических навыков изложения мелодии и оркестрового аккомпанемента
ознакомление с некоторыми приемами аранжировки для оркестра (дублирование, тембровые, динамические, регистровые контрасты, «этажное» или «ярусное» изложение тематического материала, оркестровое тутти)
аранжировка произведений для различных ансамблей русских народных инструментов
аранжировка аккомпанемента вокальных и хоровых произведений
переложение фрагментов симфонических произведений для оркестра русских народных инструментов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения
ПК-23 способностью воспитывать у обучающихся потребность в творческой работе над музыкальным произведением
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности записи партитур для различных составов ансамбля, оркестра
основы аранжировки и импровизации
основы творческой работы над музыкальным произведением
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать простые партитуры для малых составов оркестров и ансамблей
осуществлять переложения для различных составов исполнителей
разрабатывать творческий план произведения
формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками аранжировки для различных видов ансамбля
типовыми приёмами импровизации и свободной ориентацией в стилях и жанрах
необходимыми навыками творческой деятельности
разнообразными творческими методами работы над художественным произведением

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Изучение закономерности аранжировки.
1.1. Изучение закономерности аранжировки. Лекции 6 2 ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Мелодия.Фигурация. Бас. Оркестровая педаль. Контрапункт. Практические 6 2 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.3. Работа с основной и дополнительной литературой. Распределение по функциям небольшой фортепианной пьесы для состава народного оркестра. Сам. работа 6 12 ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Переработка фортепианной фактуры.
2.1. Переработка фортепианной фактуры. Лекции 6 2 ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Практический анализ приемов переработки фактуры. Переложение несложных пьес. Аранжировка для малого состава оркестра. Практические 6 2 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Составление оркестрового плана произведения.
3.1. Составление оркестрового плана произведения. Лекции 6 2 ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Аранжировка для большого состава оркестра по составленному оркестровому плану. Аранжировка произведений с использованием различных оркестровых приемов. Практические 6 2 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Работа с основной и дополнительной литературой. Оркестровка основных элементов музыкальной ткани. Соотношение силы звучания и яркости тембра. Сам. работа 6 14 ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Работа с основной и дополнительной литературой. Эскизная Аранжировка. Сам. работа 6 14 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 4. Аранжировка произведений для ансамблей и народного оркестра.
4.1. Аранжировка произведений для ансамблей и народного оркестра. Лекции 6 2 ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.2. Однотембровые ансамбли. Смешанные составы ансамблей. Переложение аккомпанемента вокальных произведений. Исполнительские штрихи. Оформление партитур. Сравнительный анализ партитур для различных оркестров. Практические 6 4 ПК-23 Л1.1, Л3.1, Л2.1
4.3. Работа с основной и дополнительной литературой. Аранжировка небольшой пьесы для домры, балалайки с оркестром. Сам. работа 6 14 ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скребков С.С. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.notarhiv.ru/
Э2 http://notes.tarakanov.net/
Э3 https://imslp.org/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Прежде чем приступить к непосредственному процессу аранжировки, необходимо выполнить ряд подготовительных работ. При выборе произведения или фрагмента необходимо руководствоваться четко поставленными задачами. Выбранный материал следует прослушать в разных исполнениях, а затем проиграть. Рекомендуется проанализировать материал по основным направлениям: жанр, музыкальная форма, фразировка, тональный план, фактура изложения, развития динамики и агогики, штрихи, темпы, тесситурные, регистровые возможности инструмента, анализ технических трудностей.