Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_МИИ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | обучение самостоятельной работе по созданию партитур для оркестра и различных ансамблей овладение студентами оркестровой фактурой (мелодия, фигурация, бас, оркестровая педаль, контрапункт) приобретение практических навыков изложения мелодии и оркестрового аккомпанемента ознакомление с некоторыми приемами аранжировки для оркестра (дублирование, тембровые, динамические, регистровые контрасты, «этажное» или «ярусное» изложение тематического материала, оркестровое тутти) аранжировка произведений для различных ансамблей русских народных инструментов аранжировка аккомпанемента вокальных и хоровых произведений переложение фрагментов симфонических произведений для оркестра русских народных инструментов |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-2 | способностью создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения |
ПК-23 | способностью воспитывать у обучающихся потребность в творческой работе над музыкальным произведением |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности записи партитур для различных составов ансамбля, оркестра основы аранжировки и импровизации основы творческой работы над музыкальным произведением |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | создавать простые партитуры для малых составов оркестров и ансамблей осуществлять переложения для различных составов исполнителей разрабатывать творческий план произведения формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками аранжировки для различных видов ансамбля типовыми приёмами импровизации и свободной ориентацией в стилях и жанрах необходимыми навыками творческой деятельности разнообразными творческими методами работы над художественным произведением |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Изучение закономерности аранжировки. | ||||||
1.1. | Изучение закономерности аранжировки. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.2. | Мелодия.Фигурация. Бас. Оркестровая педаль. Контрапункт. | Практические | 6 | 2 | ПК-23 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
1.3. | Работа с основной и дополнительной литературой. Распределение по функциям небольшой фортепианной пьесы для состава народного оркестра. | Сам. работа | 6 | 12 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 2. Переработка фортепианной фактуры. | ||||||
2.1. | Переработка фортепианной фактуры. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
2.2. | Практический анализ приемов переработки фактуры. Переложение несложных пьес. Аранжировка для малого состава оркестра. | Практические | 6 | 2 | ПК-23 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 3. Составление оркестрового плана произведения. | ||||||
3.1. | Составление оркестрового плана произведения. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.2. | Аранжировка для большого состава оркестра по составленному оркестровому плану. Аранжировка произведений с использованием различных оркестровых приемов. | Практические | 6 | 2 | ПК-23 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.3. | Работа с основной и дополнительной литературой. Оркестровка основных элементов музыкальной ткани. Соотношение силы звучания и яркости тембра. | Сам. работа | 6 | 14 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
3.4. | Работа с основной и дополнительной литературой. Эскизная Аранжировка. | Сам. работа | 6 | 14 | ПК-23 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
Раздел 4. Аранжировка произведений для ансамблей и народного оркестра. | ||||||
4.1. | Аранжировка произведений для ансамблей и народного оркестра. | Лекции | 6 | 2 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
4.2. | Однотембровые ансамбли. Смешанные составы ансамблей. Переложение аккомпанемента вокальных произведений. Исполнительские штрихи. Оформление партитур. Сравнительный анализ партитур для различных оркестров. | Практические | 6 | 4 | ПК-23 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
4.3. | Работа с основной и дополнительной литературой. Аранжировка небольшой пьесы для домры, балалайки с оркестром. | Сам. работа | 6 | 14 | ПК-2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Скребков С.С. | АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. | Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари | Издательство "ФЛИНТА", 2014 | e.lanbook.com |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Каган М.С. | МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.notarhiv.ru/ | |||
Э2 | http://notes.tarakanov.net/ | |||
Э3 | https://imslp.org/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
Прежде чем приступить к непосредственному процессу аранжировки, необходимо выполнить ряд подготовительных работ. При выборе произведения или фрагмента необходимо руководствоваться четко поставленными задачами. Выбранный материал следует прослушать в разных исполнениях, а затем проиграть. Рекомендуется проанализировать материал по основным направлениям: жанр, музыкальная форма, фразировка, тональный план, фактура изложения, развития динамики и агогики, штрихи, темпы, тесситурные, регистровые возможности инструмента, анализ технических трудностей. |