Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_МИИ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | обучение самостоятельной работе по созданию партитур для оркестра и различных ансамблей овладение оркестровой фактурой (мелодия, фигурация, бас, оркестровая педаль, контрапункт) приобретение практических навыков изложения мелодии и оркестрового аккомпанемента ознакомление с некоторыми приемами оркестровки (дублирование, тембровые, динамические, регистровые контрасты, «этажное» или «ярусное» изложение тематического материала, оркестровое тутти) |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-11 | готовностью к овладению и постоянному расширению репертуара, соответствующего исполнительскому профилю |
ПК-32 | способностью применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | базовый репертуар оркестровых и фортепианных переложений последовательность в освоении встречающихся трудностей основные стилистические задачи, стоящие перед исполнителем основные методы поиска и принципы систематизации необходимой информации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | работать в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава самостоятельно собирать необходимую информацию по теме исследования применять теоретические знания в практической деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | умением исполнения партий в оркестре, ансамбле приёмами быстрого и эффективного выучивания с возможностью увязывать своё видение музыки с партнёрами методами работы по отбору и поиску новейшей информации способностью творчески перерабатывать информацию |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Изучение закономерности инструментовки. | ||||||
1.1. | Мелодия.Фигурация. Бас. Оркестровая педаль. Контрапункт. | Практические | 5 | 4 | ПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.2. | Работа с основной и дополнительной литературой. Распределение по функциям небольшой фортепианной пьесы для состава духового оркестра. | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-32 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 2. Переработка фортепианной фактуры. | ||||||
2.1. | Практический анализ приемов переработки фактуры. Переложение несложных пьес. Инструментовка для малого состава оркестра. | Практические | 5 | 4 | ПК-32 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.2. | Работа с основной и дополнительной литературой. Эскизная инструментовка. | Сам. работа | 5 | 14 | ПК-32 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 3. Составление оркестрового плана произведения. | ||||||
3.1. | Инструментовка для большого состава оркестра по составленному оркестровому плану. Инструментовка произведений с использованием различных оркестровых приемов. | Практические | 5 | 4 | ПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
3.2. | Работа с основной и дополнительной литературой. Оркестровка основных элементов музыкальной ткани. Соотношение силы звучания и яркости тембра. | Сам. работа | 5 | 14 | ПК-32 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 4. Инструментовка произведений для ансамблей и духового оркестра. | ||||||
4.1. | Однотембровые ансамбли. Смешанные составы ансамблей. Переложение аккомпанемента вокальных произведений. Исполнительские штрихи. Оформление партитур. Сравнительный анализ партитур для различных оркестров. | Практические | 5 | 6 | ПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
4.2. | Работа с основной и дополнительной литературой. Инструментовка небольшой пьесы с оркестром. | Сам. работа | 5 | 14 | ПК-32 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Черная М.Р. | АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Каган М.С. | МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. | Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари | Издательство "ФЛИНТА", 2014 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | https://imslp.org/ | |||
Э2 | http://www.notarhiv.ru/ | |||
Э3 | http://notes.tarakanov.net/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
117Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя; пианино; дирижерская подставка; дирижерский пюпитр |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Для создания оркестровой партитуры необходимо основательно переработать фортепианную фактуру, изменить тесситурное расположение голосов и голосоведения.В процессе обучения следует учитывать особенность записи оркестровой партитуры. Задача заключается в творческом обогащении ее новыми оркестровыми красками. Рекомендуется для успешной работы записать в виде отдельных эскизов возможные варианты переработки. При переработке гармонического сопровождения фортепианных произведений следует учитывать регистровое положение аккордов как в тесном, так и в широком расположении. |