МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инструментовка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Инструментовка

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучение самостоятельной работе по созданию партитур для оркестра и различных ансамблей
овладение оркестровой фактурой (мелодия, фигурация, бас, оркестровая педаль, контрапункт)
приобретение практических навыков изложения мелодии и оркестрового аккомпанемента
ознакомление с некоторыми приемами оркестровки (дублирование, тембровые, динамические, регистровые контрасты, «этажное» или «ярусное» изложение тематического материала, оркестровое тутти)

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 готовностью к овладению и постоянному расширению репертуара, соответствующего исполнительскому профилю
ПК-32 способностью применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовый репертуар оркестровых и фортепианных переложений
последовательность в освоении встречающихся трудностей
основные стилистические задачи, стоящие перед исполнителем
основные методы поиска и принципы систематизации необходимой информации
3.2.Уметь:
3.2.1.работать в составе оркестра, фортепианного и камерного ансамбля, а также в ансамблях смешанного состава
самостоятельно собирать необходимую информацию по теме исследования
применять теоретические знания в практической деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.умением исполнения партий в оркестре, ансамбле
приёмами быстрого и эффективного выучивания с возможностью увязывать своё видение музыки с партнёрами
методами работы по отбору и поиску новейшей информации
способностью творчески перерабатывать информацию

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Изучение закономерности инструментовки.
1.1. Мелодия.Фигурация. Бас. Оркестровая педаль. Контрапункт. Практические 5 4 ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Распределение по функциям небольшой фортепианной пьесы для состава духового оркестра. Сам. работа 5 12 ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Переработка фортепианной фактуры.
2.1. Практический анализ приемов переработки фактуры. Переложение несложных пьес. Инструментовка для малого состава оркестра. Практические 5 4 ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Эскизная инструментовка. Сам. работа 5 14 ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Составление оркестрового плана произведения.
3.1. Инструментовка для большого состава оркестра по составленному оркестровому плану. Инструментовка произведений с использованием различных оркестровых приемов. Практические 5 4 ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Оркестровка основных элементов музыкальной ткани. Соотношение силы звучания и яркости тембра. Сам. работа 5 14 ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Инструментовка произведений для ансамблей и духового оркестра.
4.1. Однотембровые ансамбли. Смешанные составы ансамблей. Переложение аккомпанемента вокальных произведений. Исполнительские штрихи. Оформление партитур. Сравнительный анализ партитур для различных оркестров. Практические 5 6 ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Работа с основной и дополнительной литературой. Инструментовка небольшой пьесы с оркестром. Сам. работа 5 14 ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черная М.Р. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://www.notarhiv.ru/
Э3 http://notes.tarakanov.net/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
117Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; пианино; дирижерская подставка; дирижерский пюпитр
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для создания оркестровой партитуры необходимо основательно переработать фортепианную фактуру, изменить тесситурное расположение голосов и голосоведения.В процессе обучения следует учитывать особенность записи оркестровой партитуры. Задача заключается в творческом обогащении ее новыми оркестровыми красками. Рекомендуется для успешной работы записать в виде отдельных эскизов возможные варианты переработки. При переработке гармонического сопровождения фортепианных произведений следует учитывать регистровое положение аккордов как в тесном, так и в широком расположении.