МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История исполнительского искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 36 36 9 9 45 45
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История исполнительского искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.расширение профессионального кругозора специалистов
воспитание у студентов понимания исторического развития исполнительского искусства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей
ПК-4 способностью постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте
ПК-33 способностью выполнять под научным руководством исследования в области музыкально-инструментального искусства и музыкального образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональную терминологию, основные стили в музыке
основные этапы формирования исполнительских стилей
основные этапы развития зарубежной музыкальной культуры, их исторические границы, характерные жанры каждой из эпох
основные термины и понятия музыки как вида искусства
методы организации научной работы, эксперимента
актуальные направления развития науки и исследований в своей области знаний
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться теоретическими знаниями о стилистике в исполнительской деятельности
анализировать и сопоставлять различные исполнительские интерпретации
анализировать явления зарубежной музыкальной культуры, оценивать общий стиль произведений разных эпох, мелодические, гармонические и полифонические черты музыки
анализировать на слух элементы музыкального языка, определять на слух принадлежность музыки к определенным эпохам и направлениям
пользоваться основными понятиями и терминами при анализе музыкальных произведений
разбираться в потоке информации, работать с научной литературой, организовать свою исследовательскую деятельность
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными стилистическими приемами исполнительства
методами освоения национальных музыкальных стилей
навыками исторического анализа одноголосной и многоголосной музыки
навыками устного рассказа о музыке различных стилей, возможностями своего инструмента для иллюстрации фрагментов изучаемой музыки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение и оркестрового исполнительства на русских народных музыкальных инструментах
1.1. История возникновения и развития русских народных музыкальных инструментов Лекции 1 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. История возникновения и развития русских народных музыкальных инструментов Практические 1 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Формирование оркестрового домро-балалаечного и гармонико-баянного исполнительства Лекции 1 2 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Формирование оркестрового домро-балалаечного и гармонико-баянного исполнительства Практические 1 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Знакомство с произведениями для русских народных музыкальных инструментов. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей и коллективов Сам. работа 1 8 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Репертуарная политика в области русской народной инструментальной музыки Лекции 1 2 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.7. Репертуарная политика в области русской народной инструментальной музыки Практические 1 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.8. Русские народные инструменты в системе музыкального образования в России Практические 1 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.9. Знакомство с репертуарными произведениями. Слушание музыки Сам. работа 1 8 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.10. Роль В.В. Андреева в создании оркестровых домр и балалаек Лекции 1 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.11. Роль В.В. Андреева в создании оркестровых домр и балалаек Практические 1 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.12. Знакомство с оркестровыми произведениями. Слушание музыки Сам. работа 1 10 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. История исполнительства на домре
2.1. Московская домровая школа: Цыганков А.А. Белов Р.В. Лекции 1 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Московская домровая школа: Цыганков А.А. Белов Р.В. Практические 1 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Петербургская домровая школа: Александров А.Я. Практические 1 2 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Свердловская домровая школа: Вольская Т.И. Лекции 1 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.5. Новосибирская домровая школа: Розин Л.Б. Янковская Е.П. Практические 1 4 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.6. Знакомство с представителями различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся домристов Сам. работа 1 10 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. История исполнительства на балалайке и гуслях
3.1. Московская балалаечная школа: Нечепоренко П.И., Илюхин А.С. Лекции 2 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Московская балалаечная школа: Нечепоренко П.И., Илюхин А.С. Практические 2 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Петербургская балалаечная школа: Трояновский Б.С., Рожков М.Ф. Андреев В.В. Лекции 2 2 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.4. Петербургская балалаечная школа: Трояновский Б.С., Рожков М.Ф. Андреев В.В. Практические 2 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.5. Свердловская балалаечная школа: Блинов Е.Г. Практические 2 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.6. Новые тенденции исполнительства на балалайке в XXI веке: Архиповский А.А. Лекции 2 2 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.7. Выдающиеся исполнители на гуслях: Лакшин Д., Тихов В.Н., Городовская В. Практические 2 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.8. Знакомство с представителями различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся балалаечников и гусляров Сам. работа 2 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. История исполнительства на баяне и аккордеоне
4.1. Московская баянная школа: Казаков Ю.И., Онегин А.Е. Лекции 2 4 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Московская баянная школа: Казаков Ю.И., Онегин А.Е. Практические 2 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Петербургская баянная школа: Гвоздев П.А. Практические 2 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.4. Сибирская баянная школа: Маланин И.И., Полудницын А.А. Лекции 2 4 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.5. Московская аккордеонная школа: Дранга Ю.П., Кравцов Н.А. Практические 2 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.6. Знакомство с представителями различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся баянистов и аккордеонистов Сам. работа 2 3 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. История исполнительства на русских народных инструментах в различные периоды XX века
5.1. Исполнительство на русских народных инструментах в 1917-1941 годы. Исполнительство на русских народных инструментах в годы Великой отечественной войны(1941-1945). Искусство игры на русских народных инструментах в первое послевоенное десятилетие (1945-1955) Лекции 2 4 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.2. Современный этап развития исполнительства на русских народных инструментах (конец 1950-х – 90-е годы) Практические 2 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.3. Развитие исполнительства на народных инструментах в Алтайском крае Практические 2 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.4. Знакомство с произведениями для русских народных инструментов. Слушание музыки в исполнении выдающихся солистов и коллективов Сам. работа 2 4 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Демченко А. И. ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА. ПОРТРЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ МАСТЕРОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Скребков С.С. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ru.wikipedia.org
Э2 http://www.forumklassika.ru
Э3 http://www.mosconsv.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Необходимо рассматривать каждую изучаемую эпоху как синхронистическую таблицу, где инструментальное исполнительство становится частью духовной жизни эпохи. При изучении предмета необходимо привлечение знаний из истории создания инструментов, жизни и творчества выдающихся исполнителей, которые формировали стиль своего века. Целесообразно сформировать фоно и видеотеку записей лучших исполнителей, которую нужно активно использовать в аудиторной и самостоятельной работе для подготовки к экзамену.