МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Концертмейстерский класс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-4-2019
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 216
самостоятельная работа 135
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4, 6, 7
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18 18 18 18 17,829999923706 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 216 216
Сам. работа 36 36 9 9 36 36 9 9 9 9 36 36 135 135
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 27 27 0 0 81 81
Итого 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 432 432

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Концертмейстерский класс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1010)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Создание предпосылок и условий для самостоятельной работы студента с аккомпанементом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-13 способностью осуществлять исполнительскую деятельность и планировать свою индивидуальную деятельность в учреждениях культуры
ПК-31 готовностью к показу своей исполнительской работы (соло, в ансамбле, с оркестром, с хором, в лекциях-концертах) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, клубах, дворцах и домах культуры, на различных сценических площадках, к организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, к осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.обширный репертуар, включающий произведения разных эпох, национальных школ, жанров и стилей в соответствии с программными требованиями
3.2.Уметь:
3.2.1.аккомпанировать вокалистам, исполнителям на других инструментах
читать нотный текст с листа и транспонировать его
осуществлять репетиционную работу в качестве концертмейстера
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки работы в качестве концертмейстера в процессе подготовки к исполнению произведений различных стилей и жанров с привлечением к репетициям и концертным выступлениям солистов-иллюстраторов
навыки репетиционной работы с солистами

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Элементы концертмейстерской работы
1.1. Специфика аккомпанемента вокальных и инструментальных произведений.Специфика работы с вокалистами, с инструменталистами. Регистровка, динамика, штрихи, особенности фактуры. Практические 3 36 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах. Сам. работа 3 36 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Концертмейстерская работа с солистом.
2.1. Музыкально-исполнительские навыки концертмейстера. Формирование умений ансамблевого музицирования с солистом. Изучение произведений различных стилей, эпох, композиторов. Практические 4 36 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах. Сам. работа 4 9 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Пение под собственный аккомпанемент.
3.1. Осуществление слухового контроля за соотношением звучания голоса и аккомпанемента. Ауфтакт и дыхание. Практические 5 18 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах. Сам. работа 5 18 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Эскизная работа над аккомпанементами вокальных и инструментальных произведений.
4.1. Чтение с листа и транспонирование репертуарных произведений. Практические 5 18 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Развитие практических навыков чтения аккомпанемента с листа. Сам. работа 5 18 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Навыки концертного исполнительства
5.1. Решение исполнительских задач концертмейстерской работы. Подготовка к выступлениям и участие в концертах в качестве концертмейстера. Практические 6 18 ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы в условиях сценического выступления. Сам. работа 6 4 ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Репетиционная работа с солистами
6.1. Специфика работы с вокалистами, с инструменталистами. Регистровка, динамика, штрихи, особенности фактуры. Практические 6 18 ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы с солистами. Сам. работа 6 5 ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Психологическая компетентность концертмейстера
7.1. Психологические факторы профессионального сотрудничества концертмейстера с солистом. Практические 7 36 ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
7.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы с солистами. Сам. работа 7 9 ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Подготовка концертной программы
8.1. Выбор и освоение программы, предварительная работа с солистами. Планирование и осуществление репетиционной работы в ансамбле с солистом. Практические 8 18 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
8.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Запись репетиционной работы и анализ результатов. Сам. работа 8 18 ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Выступление на концертной эстраде
9.1. Уверенное поведение на сцене. Концертмейстерская стратегия и тактика исполнительства. Техническое мастерство. Практические 8 18 ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1
9.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Запись репетиционной работы и анализ исполнительских моментов в режиме концертного выступления. Сам. работа 8 18 ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://www.notarhiv.ru/
Э3 http://notes.tarakanov.net/
Э4 Курс "Концертмейстерский класс"в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; учебная мебель
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Специфика работы концертмейстера состоит в том, что он должен быть «универсальным» музыкантом, так как ему приходится сотрудничать с солистами разных специальностей. Важно уметь хорошо читать с листа. В деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции, которые трудно отделить друг от друга в учебных, концертных или конкурсных ситуациях. Аккомпанемент в инструментальных произведениях имеет свою специфику. Солист и концертмейстер в художественном смысле должны являться членами единого музыкального организма. Концертмейстеру необходимо слышать все детали партии солиста, соизмерять звучность своего инструмента с возможностями солирующего инструменталиста или вокалиста.