Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 12 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_МИИ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | 3 (5) | 3 (6) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 18 | 18 | 18 | 17,829999923706 | 15 | ||||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 216 | 216 |
Сам. работа | 36 | 36 | 9 | 9 | 36 | 36 | 9 | 9 | 9 | 9 | 36 | 36 | 135 | 135 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 | 0 | 0 | 81 | 81 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 432 | 432 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | Создание предпосылок и условий для самостоятельной работы студента с аккомпанементом. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-13 | способностью осуществлять исполнительскую деятельность и планировать свою индивидуальную деятельность в учреждениях культуры |
ПК-31 | готовностью к показу своей исполнительской работы (соло, в ансамбле, с оркестром, с хором, в лекциях-концертах) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, клубах, дворцах и домах культуры, на различных сценических площадках, к организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, к осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | обширный репертуар, включающий произведения разных эпох, национальных школ, жанров и стилей в соответствии с программными требованиями |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | аккомпанировать вокалистам, исполнителям на других инструментах читать нотный текст с листа и транспонировать его осуществлять репетиционную работу в качестве концертмейстера |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыки работы в качестве концертмейстера в процессе подготовки к исполнению произведений различных стилей и жанров с привлечением к репетициям и концертным выступлениям солистов-иллюстраторов навыки репетиционной работы с солистами |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Элементы концертмейстерской работы | ||||||
1.1. | Специфика аккомпанемента вокальных и инструментальных произведений.Специфика работы с вокалистами, с инструменталистами. Регистровка, динамика, штрихи, особенности фактуры. | Практические | 3 | 36 | ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах. | Сам. работа | 3 | 36 | ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Концертмейстерская работа с солистом. | ||||||
2.1. | Музыкально-исполнительские навыки концертмейстера. Формирование умений ансамблевого музицирования с солистом. Изучение произведений различных стилей, эпох, композиторов. | Практические | 4 | 36 | ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах. | Сам. работа | 4 | 9 | ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Пение под собственный аккомпанемент. | ||||||
3.1. | Осуществление слухового контроля за соотношением звучания голоса и аккомпанемента. Ауфтакт и дыхание. | Практические | 5 | 18 | ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах. | Сам. работа | 5 | 18 | ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Эскизная работа над аккомпанементами вокальных и инструментальных произведений. | ||||||
4.1. | Чтение с листа и транспонирование репертуарных произведений. | Практические | 5 | 18 | ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Развитие практических навыков чтения аккомпанемента с листа. | Сам. работа | 5 | 18 | ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Навыки концертного исполнительства | ||||||
5.1. | Решение исполнительских задач концертмейстерской работы. Подготовка к выступлениям и участие в концертах в качестве концертмейстера. | Практические | 6 | 18 | ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы в условиях сценического выступления. | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Репетиционная работа с солистами | ||||||
6.1. | Специфика работы с вокалистами, с инструменталистами. Регистровка, динамика, штрихи, особенности фактуры. | Практические | 6 | 18 | ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы с солистами. | Сам. работа | 6 | 5 | ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Психологическая компетентность концертмейстера | ||||||
7.1. | Психологические факторы профессионального сотрудничества концертмейстера с солистом. | Практические | 7 | 36 | ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы с солистами. | Сам. работа | 7 | 9 | ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Подготовка концертной программы | ||||||
8.1. | Выбор и освоение программы, предварительная работа с солистами. Планирование и осуществление репетиционной работы в ансамбле с солистом. | Практические | 8 | 18 | ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
8.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Запись репетиционной работы и анализ результатов. | Сам. работа | 8 | 18 | ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 9. Выступление на концертной эстраде | ||||||
9.1. | Уверенное поведение на сцене. Концертмейстерская стратегия и тактика исполнительства. Техническое мастерство. | Практические | 8 | 18 | ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
9.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Запись репетиционной работы и анализ исполнительских моментов в режиме концертного выступления. | Сам. работа | 8 | 18 | ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гончарук А. Ю. | Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. | Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Согласие, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. | Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари | Издательство "ФЛИНТА", 2014 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | https://imslp.org/ | |||
Э2 | http://www.notarhiv.ru/ | |||
Э3 | http://notes.tarakanov.net/ | |||
Э4 | Курс "Концертмейстерский класс"в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Д | специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя; учебная мебель |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Специфика работы концертмейстера состоит в том, что он должен быть «универсальным» музыкантом, так как ему приходится сотрудничать с солистами разных специальностей. Важно уметь хорошо читать с листа. В деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции, которые трудно отделить друг от друга в учебных, концертных или конкурсных ситуациях. Аккомпанемент в инструментальных произведениях имеет свою специфику. Солист и концертмейстер в художественном смысле должны являться членами единого музыкального организма. Концертмейстеру необходимо слышать все детали партии солиста, соизмерять звучность своего инструмента с возможностями солирующего инструменталиста или вокалиста. |