МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оркестровые трудности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость16 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-4-2019
Часов по учебному плану 576
в том числе:
аудиторные занятия 288
самостоятельная работа 288
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2, 4, 6, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18 18 18 18 18 18 17,829999923706 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 288 288
Сам. работа 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 288 288
Итого 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 576 576

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Оркестровые трудности

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовить студентов к работе в профессиональных коллективах
развить у студентов оркестровое мышление
изучить оркестровый репертуар
развить художественный вкус студентов, расширить их музыкальный кругозор

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 готовностью к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства
ПК-26 способностью использовать индивидуальные методы поиска путей воплощения музыкального образа в работе над музыкальным произведением с обучающимся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.художественно-исполнительские приемы при чтении с листа и транспонировании музыкального произведения
закономерности систематической работы, направленной на совершенствование исполнительского мастерства
основные термины и понятия теории музыкального содержания возможности своего инструмента в достижении и воплощении музыкального образа
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения при чтении с листа и транспонировании
пользоваться основными понятиями и терминами при анализе содержательной стороны произведений основных стилей
эффективно подобрать необходимые технические средства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.чувством устойчивого ритма, единства темпа, характера звукоизвлечения при чтении нотного текста с листа и транспонировании
навыком систематической работы над совершенствованием исполнительских приемов при чтении партии с листа и транспонировании
навыками семиотического анализа музыки и применения полученных результатов в своей исполнительской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Адаптация студентов в оркестре
1.1. Приобретение навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 1 18 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Развитие техники чтения с листа несложных оркестровых партий Сам. работа 1 18 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 1 18 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 1 18 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 2 18 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.6. Детальное изучение своих партий. Преодоление технических трудностей. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 2 18 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 2 18 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.8. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 2 18 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Становление навыков игры в оркестре
2.1. Развитие навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 3 18 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Чтение с листа несложных оркестровых партий Сам. работа 3 18 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 3 18 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 3 18 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 4 18 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Детальное изучение своих партий. Преодоление технических трудностей. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 4 36 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 4 18 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Развитие навыков игры в оркестре
3.1. Развитие навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 5 18 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Чтение с листа несложных оркестровых партий Сам. работа 5 18 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 5 18 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 5 18 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 6 18 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.6. Детальное изучение своих партий. Преодоление технических трудностей. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 6 24 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 6 18 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.8. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 6 12 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Совершенствование навыков игры в оркестре
4.1. Совершенствование навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 7 18 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Чтение с листа оркестровых партий любой сложности Сам. работа 7 18 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 7 18 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 7 18 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 8 6 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.6. Детальное изучение своих партий. Решение технических задач. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 8 6 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 8 6 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.8. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 8 6 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Профессиональная игра в оркестре
5.1. Свободное чтение с листа в составе оркестра Практические 8 6 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Свободное чтение с листа оркестровых партий любой сложности Сам. работа 8 6 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 8 6 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 8 6 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 8 6 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.6. Детальное изучение своих партий. Решение технических и художественных задач. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 8 6 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 8 6 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.8. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 8 6 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://notes.tarakanov.net/
Э3 http://www.notarhiv.ru/
Э4 Курс "Оркестровые трудности" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Актовый зал Д концертный зал Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешной работы в оркестровом коллективе, его участникам необходимо иметь общее представление об исполняемом сочинении, хорошо выучить партию и свободное владеть инструментом. На занятиях необходимо добиваться единства звучания, атаки звука, динамики и интонации с другими участниками коллектива. Целесообразно организовывать групповые репетиции, где особо должны ставится вопросы унификации звучания, единства аппликатуры, штрихов и динамики. Можно порекомендовать индивидуальную сдачу партий как концертмейстеру оркестра так и дирижёру.