МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное предпринимательство в социальной сфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СК-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Шрайбер А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальное предпринимательство в социальной сфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие у обучающих компетенций, необходимых для успешной реализации проектов в области социального предпринимательства;
формирование целостного представления о социальном предпринимательстве, его истоках и направлениях развития;
формирование знаний в области организации и осуществления социально предпринимательской деятельности;
формирование умений и навыков, позволяющих определять цели и задачи, а также направления деятельности социального предпринимательства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы социального предпринимательства и его нормативно-правового регулирования с учетом социально-экономических, политических, культурных и других факторов регионального характера.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике основные способы организации функционирования и развития предпринимательской деятельности в социальной сфере с учетом социально-экономических, политических, культурных и других факторов регионального характера.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выработки командных стратегий и управленческих решений для достижения поставленных целей в предпринимательской деятельности в социальной сфере с учетом социально-экономических, политических, культурных и других факторов регионального характера.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и миссия социального предпринимательства
1.1. Сущность и миссия социального предпринимательства Лекции 2 2 УК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность и миссия социального предпринимательства Практические 2 2 УК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность и миссия социального предпринимательства Сам. работа 2 16 УК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основные сферы и направления деятельности социального предпринимательства
2.1. Основные сферы и направления деятельности социального предпринимательства Лекции 2 1 УК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Основные сферы и направления деятельности социального предпринимательства Практические 2 1 УК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Основные сферы и направления деятельности социального предпринимательства Сам. работа 2 16 УК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Принципы и факторы социального предпринимательства
3.1. Принципы и факторы социального предпринимательства Лекции 2 2 УК-3 Л1.1, Л2.1
3.2. Принципы и факторы социального предпринимательства Практические 2 2 УК-3 Л1.1, Л2.1
3.3. Принципы и факторы социального предпринимательства Сам. работа 2 24 УК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Особенности предпринимательской деятельности в социально-значимых отраслях
4.1. Особенности предпринимательской деятельности в социально-значимых отраслях Лекции 2 1 УК-3 Л1.1, Л2.1
4.2. Особенности предпринимательской деятельности в социально-значимых отраслях Практические 2 2 УК-3 Л1.1, Л2.1
4.3. Особенности предпринимательской деятельности в социально-значимых отраслях Сам. работа 2 24 УК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Инфраструктура поддержки социального предпринимательства
5.1. Инфраструктура поддержки социального предпринимательства Практические 2 1 УК-3 Л1.1, Л2.1
5.2. Инфраструктура поддержки социального предпринимательства Сам. работа 2 10 УК-3 Л1.1, Л2.1
5.3. Итоговый контроль по дисциплине Зачет с оценкой 2 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Теоретические основы социального предпринимательства
2. Особенности формирования социального предпринимательства в России
3. Функционирование социального предпринимательства за рубежом
4. Сферы социального предпринимательства.
5. Виды социального предпринимательства
6. Формы социального предпринимательства.
7. Актуальны направления социального предпринимательства
8. Предпосылки и факторы развития социального предпринимательства
9. Принципы социального предпринимательства
10. Функции социального предпринимательства
11. Помощь и поддержка граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
12. Экологический бизнес.
13. Организация занятости для лиц с ограниченными физическими возможностями.
14. Организация детского развития и досуга.
15. Организация здорового и полезного досуга.
16. Некоммерческие организации с коммерческими компонентами.
17. Социальные предприятия.
18. Социально-ответственный бизнес.
19. Корпоративная социальная ответственность.
Практические задания
Практическое задание № 1. Сделайте анализ научной статьи по тематике курса, по следующему алгоритму:
• Общие сведения о рассматриваемой статье (автор, название, журнал и год издания)
• Краткое описание проблемы, которой посвящена статья
• Актуальность заявленной тематики
• Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье (2 – 3 основных тезиса). Какие доводы приводит автор?
• Критичный анализ основных выводов автора:
• В чем Вы согласны с ним, приведите свои доводы и аргументы
• В чем Вы не согласны с авторами и почему?
• Каковы перспективы исследования этой тематики?
Практическое задание № 2. Постройте бизнес-план по следующему алгоритму:
• Название проекта
• Цель проекта
• Задачи проекта
• Анализ сильных и слабых сторон проекта (SWOT-анализ)
• Экономическая целесообразность проекта
• Социальная значимость проекта
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Сущность социального предпринимательства.
2. Формы социального предпринимательства.
3. 3. Виды социального предпринимательства.
4. Инновации и предпринимательство.
5. Эволюция социального предпринимательства в России.
6. Социальное предпринимательство как фактор увеличения занятости.
7. Порядок создания и регистрации инновационного социального предприятия.
8. Конкуренция в сфере социального предпринимательства.
9. Создание собственного дела.
10. Планирование предпринимательской деятельности в социальной сфере.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горфинкель В.Я. - отв. ред., Попадюк Т.Г. - отв. ред. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ларионов И.К. Предпринимательство: учебник для магистров: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" www.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система Издательства Лань e.lanbook.com
Э3 ЭБС «Университетская библиотека онлайн» biblioclub.ru
Э4 Фонд "Наше будущее" www.nb-fund.ru
Э5 Портал "Новый бизнес: социальное предпринимательство" www.nb-forum.ru
Э6 ЦИСС НО "Алтайский фонд МСП" www.ciss22.ru
Э7 Курс в moodle «Социальное предпринимательство в социальной сфере» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом занятия;
 самостоятельную подготовку к занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на семинарском занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Тестирование
Итоговое тестирование по предмету проводится непосредственно в аудитории с использованием раздаточного материала. На тестирование отводится 30 минут. При оценивании теста преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Реферат
Выбор темы ограничивается предложенным списком. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу»
При оценивании реферата преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа

Зачет/экзамен
Студент на зачете/экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет/экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 25 минут на зачет, 35 минут на экзамен. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет/экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.