МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость16 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_ДПИиД-1-2019
Часов по учебному плану 576
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 460
контроль 44
Виды контроля по курсам
экзамены: 1, 2, 3, 4
зачеты: 2, 3

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 12 12 12 12 6 6 36 36
Практические 6 6 12 12 12 12 6 6 36 36
Сам. работа 51 51 107 107 179 179 123 123 460 460
Часы на контроль 9 9 13 13 13 13 9 9 44 44
Итого 72 72 144 144 216 216 144 144 576 576

Программу составил(и):
к.иск., доц., Мелехова К.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания дисциплины «История искусств» является ознакомление слушателей с высшими достижениями художественной культуры человечества на протяжении исторического развития,а также выработать у студентов навыки
самостоятельного анализа и оценки разнообразных явлений художественной жизни разных эпох, подвести студентов к пониманию логики развития искусства, опираясь на достижения искусства Европы и Востока

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам
ПК-5 Способен использовать теоретические знания в области истории и теории искусства в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- знание содержания и основных этапов процесса формирования научных знаний в области истории искусства;
- знание форм и типов художественных культур, основных культурно-исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно-исторических эпох и типов мировой культуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.- определять место и значение художественных произведений в культурно-историческом контексте развития искусства;
- интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями;
- воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора;
- выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, сформировать личную позицию по отношению к произведениям искусства;
- воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость;
- уметь вести диалог в качестве активного слушателя, зрителя, исполнителя, художника, критика;
- находить и отбирать соответствующую информацию, углубляющую знание учебного материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владение методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач;
- владение принципами классификации художественных культур народов мира;
- владение знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства;
- владение необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров;
- самообразования в области искусства, внеаудиторного усвоения разделов курса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория искусства
1.1. Введение в историю искусства Лекции 1 2 Л3.1, Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Виды и жанры искусства Практические 1 2 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Общая характеристика истории мировой художественной культуры Сам. работа 1 18 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Происхождение искусства Сам. работа 1 11 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.5. Наскальная живопись как феномен певобытного искусства Лекции 1 4 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Первобытная культура Практические 1 4 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Мегалитические памятники в мировом искусстве Сам. работа 1 22 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. История искусства Древнего мира
2.1. Искусство Древнего Египта Лекции 2 2 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Реформы Эхнатона и их влияние на искусство Египта Лекции 2 2 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Особенности древнеегипетской архитектуры Сам. работа 2 18 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. "Книга мертвых" как основной источник изучения древнеегпипетского изобразительного искусства Сам. работа 2 20 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Общая характеристика искусства Месопотамии Лекции 2 2 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Искусство Вавилонского царства, Ассирии,Нововавилонского царства Сам. работа 2 28 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Особенности культуры Шумеров Практические 2 6 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Проблема стиля в искусстве народов Месопотамии Сам. работа 2 16 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Своеобразие искусства Древней Индии Лекции 2 2 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Стили и направления в индийской архитектуре Практические 2 4 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Буддийское изобразительное искусство Индии Сам. работа 2 18 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Культура и искусство Китая Лекции 2 2 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.13. Традиционные виды искусства Китая и их эволюция Практические 2 2 Л3.3, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.14. Средневековое искусство Китая Сам. работа 2 7 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.15. Особенности японской культуры и искусства Лекции 2 2 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.16. Эстетика дзэн в искусстве Японии Практические 3 4 Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.17. Своеобразие изобразительного искусства Японии Сам. работа 3 18 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.18. Ордер и его роль в формировании и развитии античного искусства Практические 3 6 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.19. История античного искусства. Искусство Древней Греции Лекции 3 2 Л3.3, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.20. Античная вазопись Сам. работа 3 20 Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.21. Искусство и культура Древнего Рима Лекции 3 2 Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.22. Монументальные задачи в архитектуре Древнего Рима Сам. работа 3 18 Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.23. Изобразительное искусство Древнего Рима Практические 3 2 Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.24. Декоративно-прикладное искусство Древнего Рима Сам. работа 3 18 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.25. Особенности культуры и искусства Византии Лекции 3 8 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.26. Иконопись как феномен культуры Сам. работа 3 22 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.27. Мусульманское искусство Сам. работа 3 24 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Искусство Западной Европы
3.1. Искусство Западной Европы в период раннего средневековья Сам. работа 3 14 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Романский стиль в европейском искусстве Сам. работа 3 14 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Архитектура Западной Европы в период средневековья Сам. работа 3 18 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Античное наследие в искусстве средних веков Сам. работа 3 13 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Готика в архитектуре Западной Европы Лекции 4 2 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Готический стиль в изобразительном искусстве Западной Европы Сам. работа 4 10 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Готическое искусство Франции Практические 4 2 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Готическое искусство Англии, Италии, Германии Сам. работа 4 6 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.9. Искусство итальянского Возрождения Сам. работа 4 12 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.10. Искусство Высокого Возрождения Практические 4 2 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.11. Искусство Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Микельанджелло, Рафаэль, Джорджоне, Тициан) Сам. работа 4 2 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.12. Искусство Северного Возрождения Лекции 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.13. Искуство Нидерландов Сам. работа 4 12 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.14. Искусство Франции и Германии Сам. работа 4 12 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.15. Искусство Западной Европы XVII века Лекции 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.16. Стиль барокко в европейском искусстве XVII века Сам. работа 4 10 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.17. Стиль рококо и его особенности в искусстве Западной Европы Сам. работа 4 6 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.18. Особенности искусства Европы XVIII века Сам. работа 4 8 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.19. Портретное искусство (Латур, Гейнсборо, Рокотов, Гудон) Сам. работа 4 6 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.20. Бытовой жанр в искусстве Ватто и Фрагонара,Шардена,Гварди. Сам. работа 4 6 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.21. Европейское искусство XIX века Сам. работа 4 8 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.22. Реализм как ведущее направление в европейском искусстве XIX века Практические 4 2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.23. Формирование стиля модерн в европейском искусстве рубежа XIX—XX вв. Сам. работа 4 8 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.24. Импрессионизм в европейском искусстве Сам. работа 4 10 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.25. Постимпрессионизм во французском искусстве рубежа XIX— XX вв. Сам. работа 4 3 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.26. Истоки и корни авангарда. Сам. работа 4 2 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.27. Кубизм и футуризм — направления художественного авангарда в европейском искусстве XX в. Сам. работа 4 2 Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. История искусства: Белый город, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774
Л1.2 Вёрман К. История искусства всех времен и народов: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильина Т.В., Фомина М.С История искусства западной европы. От античности до наших дней:: учебник Юрайт, , 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Вёрман К. История искусства всех времен и народов. Т.2 Европейское искусство средних веков: учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Т. В. Ильина История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник // ЭБС "Юрайт" 2018, 2011 www.biblio-online.ru
Л3.2 АлтГУ, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства, АлтГУ, Каф. теории искусства и культурологии Программа кандидатского экзамена по специальности 17.00.09 - "Теория и история искусства" по философским, историческим наукам и искусствоведению: Изд-во АлтГУ, 2006 elibrary.asu.ru
Л3.3 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 elibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ www.bibliotekar.ru
Э2 Беседы о истории искусства с Паолой Волковой yandex.ru
Э3 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА artyx.ru
Э4 История искусства iskusstvu.ru
Э5 Курс «История культуры и искусства» в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «История искусств» самостоятельная работа студентов является одним из методов освоения дисциплины. Она предполагает углубленное изучение теоретических работ по истории искусства.
По наиболее актуальным и сложным проблемам проводятся практические занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки аннотации произведений мирового искусства.
Применяются технические средства обучения, наглядные пособия, презентации.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Как правило, на самостоятельную работу отводится около 50% бюджета времени, выделенного на освоение содержания учебной дисциплины. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.