МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Планирование природоохранной деятельности производственных объектов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 62
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 62 62 62 62
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Швецова Ларина Валерьевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Планирование природоохранной деятельности производственных объектов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Геннадий Яковлевич, д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Геннадий Яковлевич, д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Содержание учебной дисциплины "Планирование природоохранной деятелньости производственных объектов" нацелено на формирование представления о системе организации и планирования природоохранной деятельности производственных объектов.
Задачи: 1) продолжить формирование представления о воздействии промышленных предприятий отрасли (подотрасли) на компоненты окружающей среды; документации, регламентирующей природоохранную деятельность на предприятии; комплексе мер по достижению результатов в ходе природоохранной деятельности на промышленном предприятии; видах и типах природоохранных мероприятий; природоохранной деятельности и ее видах(текущей природоохранной деятельности и конкретных мероприятиях) на примере одного промышленного предприятия (по выбору студента);
2) анализировать содержание документации, регламентирующей природоохранную деятельность предприятия (проектов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, сведений государственного статистического наблюдения предприятия: формы 2-ТП (водхоз), 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 4-ОС; экологического паспорта природопользователя; стандартов в области охраны окружающей среды, отраслевых страндартов и стандартов предприятий и выявлять причины их использования на предприятии и пр.);
3) составлять проект экологического паспорта промышленного предприятия; сравнивать систему природоохранных мероприятий различных промышленных предприятий (в рамках одной отрасли; в различных отраслях).


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 владением знаниями о теоретических основах экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска, способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности воздействия промышленных предприятий отрасли (подотрасли) на компоненты окружающей среды (атмосферный воздух, воду, почвы, биоту); основные источники загрязнений и загрязнители (поллютанты) и результат их воздействия на окружающую среду; методы (способы) очистки атмосферного воздуха; методы (способы) очистки сточных вод; перечень очистных установок промышленных предприятий и коэффициент их полезного действия; перечень документации, регламентирующей природоохранную деятельность промышленного предприятия; типы стандартов в области охраны окружающей среды; структуру ГОСТа в области охраны окружающей среды; структуру экологического паспорта природопользователя; факторы, влияющие на планирование природоохранной деятельности промышленного предприятия; виды природоохранной деятельности промышленного предприятия; классификатор видов природоохранной деятельности и затрат на охрану окружающей среды (текущая природоохранная деятельность, природоохранные мероприятия); типы природоохранных мероприятий.
3.2.Уметь:
3.2.1.систематизировать знания об основных группах загрязняющих веществ (загрязнителях или поллютантах) и их воздействии на компоненты окружающей среды; анализировать содержание документации, регламентирующей природоохранную деятельность предприятия (проектов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, сведений государственного статистического наблюдения предприятия: формы 2-ТП (водхоз), 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 4-ОС; экологического паспорта природопользователя; стандартов в области охраны окружающей среды, отраслевых страндартов и стандартов предприятий и выявлять причины их использования на предприятии и пр.); анализировать "Методические рекомендации по заполнению и ведению экологического паспорта природопользователя" (ГОСТ 17.0.0.06 – 2000); заполнять экологический паспорт природопользователя (по выбору студента в соответствии с выбранной отраслью или подотраслью промышленного производства) и анализировать его содержание.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.составления алгоритма планирования и организации природоохранной деятельности, а также перечня конкретных природоохранных мероприятий для промышленного предприятия (по выбору студента); отбора природоохранных мероприятий, которые снижают отрицательное (негативное) воздействие на окружающую среду, обеспечивают эффективное использование природных ресурсов и экологическую безопасность (на примере конкретного промышленного предприятия); сравнения системы природоохранных мероприятий различных промышленных предприятий (в рамках одной отрасли; в различных отраслях).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Воздействие промышленного производства на окружающую среду.
1.1. Введение в курс. Лекции 7 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
1.2. Воздействие промышленного производства на окружающую среду. Лекции 7 6 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
1.3. Воздействие промышленных предприятий отрасли (подотрасли) на компоненты окружающей среды. Практические 7 6 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
1.4. Сформулировать обобщения и выводы по результатам заполнения таблицы "Воздействие промышленных предприятий отрасли (подотрасли) на компоненты окружающей среды". Сам. работа 7 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
1.5. Промышленное производство как источник загрязнения окружающей среды. Практические 7 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
1.6. Проанализировать диаграммы, отражающие соотношение количества источников выбросов и количества загрязняющих веществ (по каждой отдельной промышленности и представленных предприятий). Сам. работа 7 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
1.7. Провести анализ схем(ы) или таблиц(ы), отражающих(ие) зависимость между видами деятельности предприятия (выпускаемой продукцией) и основными загрязняющими веществами (поллютантами), образованными в ходе производства. Сам. работа 7 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
1.8. Составить перечень очистных установок, которые используют на предприятиях г. Барнаула. Отразить принцип их работы. Указать коэффициент их полезного действия. Сам. работа 7 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
1.9. Составить перечень оборудования (очистных установок), работа которых направлена на очистку атмосферного воздуха (например, циклоны, фильтры, рукавные фильтры и т.д.). Указать принципы работы этого оборудования. При выполнении данного задания можно подготовить презентацию(и). Сам. работа 7 10 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
1.10. Подготовка к практическому занятию (семинароского типа). Сам. работа 7 6 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
1.11. Системы и методы очистки атмосферного воздуха и воды на предприятиях разных отраслей промышленности. Практические 7 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
Раздел 2. Планирование и организация природоохранной деятельности призводственных объектов.
2.1. Документация, регламентирующая природоохранную деятельность на промышленном предприятии (общий обзор). Лекции 7 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
2.2. Стандарты в области охраны окружающей среды и их значение для планирования природоохранной деятельности производственных объектов. Лекции 7 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
2.3. Стандарты в области охраны окружающей среды их применение на промышленных предприятиях. Практические 7 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
2.4. Сформулировать обобщения и выводы по результатам заполнения таблицы "Стандарты в области ООС и их применение на промышленных предприятиях" по каждой отдельной промышленности, ответив на следующий вопрос «Для чего в данной промышленности используются представленные ГОСТы и другие стандарты»? Сам. работа 7 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
2.5. Классификации природоохранных мероприятий производственных объектов. Лекции 7 2 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
2.6. Экологический паспорт природопользователя. Практические 7 6 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
2.7. Составить проект экологического паспорта природопользователя (по выбору студента в соответствии с выбранной отраслью или подотраслью промышленного производства) Сам. работа 7 8 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
2.8. Подготовить тематическую презентацию "Проект экологического паспорта природопользователя". Сам. работа 7 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
2.9. Планирование и организация природоохранной деятельности производственных объектов. Практические 7 6 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
2.10. Сформулировать обобщения и выводы по результатам заполнения таблицы "Планирование и организация природоохранной деятельности ………(укажите название предприятия)". Сам. работа 7 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
2.11. Сведения государственного статистического наблюдения предприятия: формы 2-ТП (водхоз), 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 4-ОС. Практические 7 4 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
2.12. Алгоритм планирования и организации природоохранной деятельности. Сам. работа 7 6 ОПК-8, ПК-18 Л1.1
2.13. Перечень природоохранных мероприятий, которые снижают отрицательное (негативное) воздействие на окружающую среду, обеспечивают эффективное использование природных ресурсов и экологическую безопасность (на примере конкретного промышленного предприятия). Сам. работа 7 6 ОПК-8, ПК-18 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (УСТНЫЙ ОПРОС, УСТНОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)) И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Источники выбросов промышленного предприятия. Приведите примеры источников выбросов для конкретного промышленного предприятия (по выбору студента).
2. Зависимость между показателями "количество источников выбросов" и "количество загрязняющих веществ". Приведите примеры соотношения указанных показателей (по каждой промышленности отдельно).
3. Связь между показателями "выпускаемая продукция", "загрязняющие вещества (поллютанты)" и "воздействие загрязняющих веществ на окружающую среду". Докажите наличие такой связи, используя данные о промышленных предприятиях.
4. Термин "эффект суммации". Для каких промышленных предприятий и их отдельных производств это характерно? Почему?
5. Методы (способы) очистки атмосферного воздуха. Очистное оборудование (пылеосадительные камеры, циклоны, фильтры, мокрые пылеулавители, скрубберы и пр.).
6. Методы (способы) очистки сточных вод (механическая, химическая, физико-химическая, биологическая и пр.). Очистное оборудование.
7. Термины "очистные сооружения", "очистные установки" и "очистное оборудование". Приведите примеры.
8. Очистные установки (очистное оборудование), используемые на промышленных предприятиях (для каждой отдельной промышленности). Какой коэффициент полезного действия характерен для очистных сооружений (оборудования)?
9. Принцип работы очистных установок (очистного оборудования), направленных на очистку атмосферного воздуха от примесей (например, циклоны, фильтры, рукавные фильтры и т.д.).
10. Принцип работы очистных установок (очистного оборудования), направленных на водоочистку от примесей.
11. Складирование, хранение, переработка, утилизация отходов в пределах промышленного предприятия. Мероприятия по управлению отходами на промышленном предприятии.
12. Документация, регламентирующая природоохранную деятельность предприятия (обосновывающая, разрешительная, организационно-распорядительная, плановая, договорная, отчетная).
13. Проекты нормативов допустимого воздействия на окружающую среду: предельно допустимые выбросы (ПДВ), предельно допустимые сбросы вещества (ПДС), предельно допустимые нормы концентрации веществ (ПДК), нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, нормативы допустимых физических воздействий (количества тепла, уровни шумов, вибрации, ионизирующего излучения).
14. Лицензии предприятия на отдельные виды деятельности, осуществляемые предприятием, договоры на водопользование и пр.
15. Экологические программы, программы производственного экологического контроля, экологический паспорт промышленного предприятия.
16. Сведения государственного статистического наблюдения предприятия: формы 2-ТП (водхоз), 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 4-ОС.
17. Типы стандартов в области охраны окружающей среды. Характеристика каждого типа.
18. Структура ГОСТа в области охраны окружающей среды: категория стандарта, номер системы, шифр комплекса, шифр группы, порядковый номер, год регистрации стандарта. Привести примеры структуры стандартов (по выбору студента).
19. Структура ГОСТа 17.0.0.06 – 2000 "Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы". Сравнение экологического паспорта промышленного предприятия (отмененного) и экологического паспорта природопользователя (действующего).
21. Факторы, влияющие на планирование природоохранной деятельности промышленного предприятия.
22. Виды природоохранной деятельности промышленного предприятия.
23. Классификатор видов природоохранной деятельности и затрат на охрану окружающей среды (текущая природоохранная деятельность, природоохранные мероприятия).
24. Типы природоохранных мероприятий. Характеристика каждого типа.
25. Алгоритм планирования и организации природоохранной деятельности, а также перечень конкретных природоохранных мероприятий промышленного предприятия.
26. Перечень природоохранных мероприятий, снижающих отрицательное (негативное) воздействие на окружающую среду, обеспечивающих эффективное использование природных ресурсов и экологическую безопасность (на примере конкретного промышленного предприятия).

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. Заполнить таблицу "Влияние промышленных предприятий отрасли (подотрасли) на компоненты окружающей среды". Рубрики таблицы: название отрасли (подотрасли) промышленного производства, влияние промышленного предприятия на компоненты окружающей среды (атмосферный воздух, воду, почвы, биоту, включая здоровье человека).
2. Сформулировать обобщения и выводы по результатам заполнения таблицы "Влияние промышленных предприятий отрасли (подотрасли) на компоненты окружающей среды".
3. Рассмотреть структуру и содержание таблиц приложения «Системы и методы очистки на предприятиях разных отраслей промышленности г. Барнаула», составленных на основе материалов Управления Росприроднадзора, 2012. Выписать основные рубрики данной таблицы.
4. Провести анализ диаграмм, отражающих соотношение количества источников выбросов и количества загрязняющих веществ (по каждой отдельной промышленности и представленных предприятий).
5. Провести анализ схем(ы) или таблиц(ы), отражающих(ие) зависимость между видами деятельности предприятия (выпускаемой продукцией) и основными загрязняющими веществами (поллютантами), образованными в ходе производства. Указать их влияние на атмосферный воздух и здоровье человека в рабочей зоне.
6. Составить перечень очистных установок, которые используют на предприятиях г. Барнаула. Отразить принцип их работы. Указать коэффициент их полезного действия. Надо записать ответы (в любой форме по выбору студента).
7. Составить перечень оборудования (очистных установок), работа которых направлена на очистку атмосферного воздуха (например, циклоны, фильтры, рукавные фильтры и т.д.). Указать принципы работы этого оборудования. При выполнении данного задания можно подготовить презентацию(и).
8. Указать очистные установки, которые используются на предприятиях отдельных отраслей (подотраслей) промышленного и сельскохозяйственного производства (см. практическую работу 1, 2). Свой ответ необходимо записать.
9. Заполнить таблицу "Стандарты в области ООС и их применение на производстве", используя данные о системе промышленного производства "Промышленность – отрасль (подотрасль)" (в рамках выбранной траектории работы, см. практическую работы 1, 2). Рубрики таблицы: промышленность - отрасль(подотрасль) производства; ГОСТы в области ООС, используемые на конкретном производстве; отраслевые стандарты; стандарты предприятия (вкл. ТУ, СН и т.д.).
10. Сформулировать обобщения и выводы по результатам заполнения таблицы "Стандарты в области ООС и их применение на производстве" по каждой промышленности, ответив на следующий вопрос «Для чего в данной промышленности используются представленные ГОСТы и другие стандарты»?
11. Составить проект экологического паспорта природопользователя (по выбору студента в соответствии с выбранной отраслью или подотраслью промышленного производства) или проанализировать готовый экологический паспорт природопользователя, используя следующий план:
1) титульный лист;
2) сведения о разработчике экологического паспорта;
3) содержание;
4) общие сведения о природопользователе;
5) эколого-экономические показатели;
6) сведения о выпускаемой продукции;
7) краткая характеристика производства;
8) сведения о потреблении энергоносителей;
9) эколого-производственные показатели;
10) сведения о землепользовании;
11) сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование и природоохранную деятельность;
12) план природоохранных мероприятий;
13) список использованных источников и литературы.
12. Подготовить тематическую презентацию "Проект экологического паспорта природопользователя".
13. Заполнить таблицу "Планирование и организация природоохранной деятельности ………(укажите название предприятия)". Рубрики таблицы: показатели (структурное подразделение промышленного предприятия, осуществляющее природоохранную деятельность (с указанием его функций); характеристика природоохранной деятельности (конкретных мероприятий)); природоохранные мероприятия по охране атмосферного воздуха (см. экологический паспорт); природоохранные мероприятия по охране водных ресурсов (см. экологический паспорт); природоохранные мероприятия по охране земель (см. экологический паспорт); характеристика этих показателей.
14. Сформулировать обобщения и выводы по результатам заполнения таблицы "Планирование и организация природоохранной деятельности ………(укажите название предприятия)".
15. Перечислить разделы и показатели, включенные в сведения государственного статистического наблюдения (2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз), 2-ТП (отходы), 4-ОС.
Свой ответ оформите в форме шаблонов таблиц или схем (по выбору студента).



5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине "Планирование природоохранной деятельности производственных объектов" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Калыгин В. Г. Промышленная экология: учебное пособие Академия, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ГОСТ 17.0.0.04 – 90 "Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения". Режим доступа: www.gosthelp.ru/text/GOST17000490Oxranaprirody.html. - Заглавие с экрана.
Э2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по заполнению и ведению экологического паспорта промышленного предприятия ГОСТ 17.0.0.04-90. Режим доступа: https://znaytovar.ru/gost/2/Metodicheskie_rekomendacii_po_9.htm. - Заглавие с экрана.
Э3 Охрана окружающей среды. ГОСТы. Режим доступа: https://standartgost.ru/0/270-ohrana_okruzhayuschey_sredy. - Заглавие с экрана.
Э4 ГОСТ Р 17.0.0.06 - 2000. Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы. http://docs.cntd.ru/document/1200007263. - Заглавие с экрана.
Э5 ГОСТ 17.1.1.01-77 Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения. http://docs.cntd.ru/document/1200007263. - Заглавие с экрана.
Э6 ГОСТ 17.2.1.03-84 Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения. http://docs.cntd.ru/document/1200007263. - Заглавие с экрана.
Э7 ГОСТ 17.2.1.04-77 Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Термины и определения. http://docs.cntd.ru/document/1200007263. - Заглавие с экрана.
Э8 ГОСТ 17.4.2.01-81 Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния. http://docs.cntd.ru/document/1200007263. - Заглавие с экрана.
Э9 ГОСТ 27593-88 Почвы. Термины и определения. http://docs.cntd.ru/document/1200007263. - Заглавие с экрана.
Э10 ГОСТ Р 51379-99 Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы. http://docs.cntd.ru/document/1200007263. - Заглавие с экрана.
Э11 Курс в Moodle"Планирование природоохранной деятельности производственных объектов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина "Планирование природоохранной деятельности производственных объектов" предполагает освещение ключевых вопросов, связанных с планированием и организацией природоохранной деятельности производственных объектов. Освоение содержания дисциплины происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 7 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
Содержание данной дисциплины нацелено на формирование представления о системе организации и планирования природоохранной деятельности производственных объектов (видах природоохранной деятельности и комплексе мер по достижению результатов; факторах, влияющих на планирование природоохранной деятельности промышленного предприятия; документации, регламентирующей природоохранную деятельность на предприятии; о текущей природоохранной деятельности и конкретных мероприятиях на примере одного промышленного предприятия (по выбору студента)).
В ходе лекций по учебной дисциплине "Планирование природоохранной деятельности производственных объектов" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность природоохранной деятельности в зависимости от производственных процессов, а также вопросы планирования и организации природоохранных мероприятий. Важно использовать профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций. Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов. Студент сдает выполненные задания в конце практической работы или на консультации. Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. пункт «Содержание дисциплины и объем дисциплины») перед практическим занятием или после его проведения. Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения зачета может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям (вопросы и задания к зачету составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) письменной работой.