МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественная керамика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Цивенко О.В.

Рецензент(ы):
к. искусствоведения, доцент, Кирюшина Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Художественная керамика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины: воплощение замысла художника по созданию художественного произведения в керамике. На занятиях курса формируется творческий подход в проектировании архитектурной, бытовой и декоративной керамики, приобретаются навыки отмывки чертежей, построения разных видов перспективы, осваиваются основные этапы проектирования – постановка задачи, замысел, проведение исследовательской работы и осуществление замысла в проекте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-31 способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности)
ПК-36 готовностью к производительному труду
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать методику проектирования серийных, малосерийных и единичных произведений художественной керамики, методику расчетов эргономических параметров, конструирования бытовых керамических изделий.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь творчески комплексно решать задачи по проектированию художественных изделий из керамики массового, индивидуального и уникального характера. Создавая единый художественный ансамбль, выполнять эскизы на бумаге в графике и в цвете (проектная графика), определять эргономические и конструктивные параметры проектируемых изделий, проводить необходимые расчеты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками работы над образцом изделия для серийного и массового производства, навыками профессиональной проектной графики с использованием различных средств и техник.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формование керамических изделий различными способами
1.1. Ручная лепка изделий. Сам. работа 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Технология изготовления художественных керамических изделий. Свойства глины и подготовка ее к работе. Основные инструменты для обработки глины. Лекции 6 4 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Знакомство с базовыми технологиями в области керамики - основных способов формообразования (методы из жгута, из пласта, из цельного куска глины), Лекции 6 4 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Повторение способа лепки ленточно-жгутовым способом Сам. работа 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Формовка путём выбивания.Отминка в готовую форму Практические 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.6. Повторение способа формовки изделия путем выбивания Сам. работа 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.7. Повторение изготовления изделия способом отминки в готовую форму Сам. работа 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.8. Разработка глиняной модели изразца и изготовление гипсовой формы. Изготовление и декорирование авторского арт. объекта из керамики Практические 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Скульптура малых форм
2.1. Лепка свистульки (петушка, уточки и т.д.). Лепка дымковской игрушки (индюков, петухов, барышень). Лепка филлимоновской игрушки. Лепка каргопольской игрушки Практические 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Разработка форм свистульки Сам. работа 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Разработка эскизов дымковской игрушки Сам. работа 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Разработка эскизов филлимоновской игрушки Сам. работа 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Разработка эскизов каргополькой игрушки Сам. работа 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Методы декорирования: скульптурный, живописный, технологический. Лекции 6 6 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу Сам. работа 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Способы и назначение сушки и обжига изделий.
3.1. Глазурование изделий. Физико-химические основы обжига. Назначение обжига. Виды брака и способы их устранения Практические 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Просмотр видео о видах обжига Сам. работа 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Работа на гончарном круге
4.1. Устройство гончарного круга и инструментами, необходимые для работы. Принципы работы на гончарном круге. Лекции 6 4 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу Сам. работа 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Искусство центровки глины на круге. Отработка процесса вытягивания изделия.Изготовление конусообразной и расширяющейся кверху вазы. Изготовление плоских изделий – блюдец и тарелок. Практические 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Просмотр видео мастер-классов по технологии работы на гончарном круге Сам. работа 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.5. Разработка эскизов изделий Сам. работа 6 4 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.6. Декорирование гончарных изделий при помощи инструментов на круге, процарапывание (сграффито), использование печатей и дыроколов. Практические 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.7. Разработка эскизов изделий Сам. работа 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.8. Разработка эскизов изделий Сам. работа 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.9. Изготовление сложных изделий из нескольких частей. Вытягивание чайников на круге, различные виды носиков и ручек. Практические 6 2 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.10. Разработка эскизов изделий Сам. работа 6 4 ПК-31, ПК-36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Шликерное литье в гипсовые формы.
5.1. Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу Сам. работа 6 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу Сам. работа 6 5 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.3. Разработка и изготовление панно из глины. Изготовление изделий способом вальцовки в гипсовую форму. Практические 6 4 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Салахов А. М., Салахова Р. А. Керамика: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство КНИТУ, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ткаченко А. В. , Ткаченко Л. А. Художественная керамика: практикум: практикум Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры//ЭБС, 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост. Л.В.Шокорова Общее материаловедение: программа и методические рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://do.gendocs.ru/docs/index-286252.html
Э2 http://mosgonchar.ru/programma-po-obucheniyu-rabote-na-goncharnom-kruge.html
Э3 http://www.coolreferat.com/
Э4 http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/istorija-glinjanyh-igrushek.html
Э5 http://www.patlah.ru/etm/etm-01/teh%20glina/goncar%20kryg/goncar%20kryg.htm
Э6 Курс "Художественная керамика" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение